• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Меню

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Школам показали «выход из коробочки»

Если выпускники не просто бывают в своей школе, но делятся опытом и даже играют роль тьюторов – это здорово мотивирует учеников и расширяет кругозор. Если соседний вуз готов проводить факультативы в старших классах – это повышает качество образования. А дружба школы с местным бизнесом лучше решит, например, проблемы учеников из бедных семей. Все эти, казалось бы, разные примеры – на самом деле одно: развитие школьного сообщества. Вовлечение выпускников, родителей, предпринимателей, городских или сельских активистов в решение школьных задач. Это помогает не только найти самые разные ресурсы, но и выпускать во взрослую жизнь более мотивированных детей с богатым опытом активностей и общения.

Школам показали «выход из коробочки»

Звучит как «за всё хорошее против всего плохого»? Но исследователи доказали: качество школьного сообщества – не абстракция, его можно измерить в процентах. А определив, что именно у школы «хромает» – например, вовлечение выпускников или семей, – обратиться к готовым алгоритмам: как развивать то, что нужно. Центр общего и дополнительного образования имени Пинского Инобра ВШЭ в партнерстве с Рыбаков Фондом разработал инструмент диагностики школьных сообществ.

Когда вы излагаете идею или концепцию, ответьте на вопрос: с кем вы спорите. Мы спорим с концепцией «школы-коробочки», внутри которой происходит общение только между учителями и детьми. Это закрытая система. Но любая закрытая система постепенно деградирует и разрушается. Поэтому очень важно, чтобы общение и взаимодействие происходило не только между учителями и учениками, но и с местным сообществом, с людьми из реальной жизни

Екатерина Рыбакова
Президент Рыбаков Фонда

Влияние сообществ на работу школ исследуется на Западе много лет: таких исследований почти полторы сотни.  Эксперты изучили и лучшие российские кейсы – от таких известных, как московская Новая школа, до совсем небольших, вроде школ Мегино-Кангаласского улуса Якутии или поселка Старопышминский Свердловской области, которым удаленность от цивилизации не мешает (а может, и помогает?) стать центром местной общины. Доказано, что ученики в школах с развитым сообществом менее склонны к асоциальному поведению, ответственнее относятся к своему здоровью, менее терпимы к семейному насилию, у них более развиты гибкие навыки.

Мы выделили девять ключевых направлений развития школьного сообщества. Это взаимодействие с выпускниками, семьями, местным сообществом, уровень комфорта среды для самих учителей, процесс принятия решений в школе – кто в него вовлечен и действует ли подобие «конституции», и т.д. Инструмент измеряет в процентах уровень развития сообщества по этим девяти направлениям. По каждому из них описаны начальный, средний и продвинутый уровень развития сообщества.

Бысик Надежда Викторовна
Ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского

Для этого учителя, администрация, выпускники школы, родители и партнеры заполняют специальные анкеты. Ответы на вопросы обрабатываются с помощью специального алгоритма. Школа получает отчет, из которого видит: допустим, с коммуникацией, волонтерством, вовлечением семей всё хорошо – это на продвинутом уровне, а вот взаимодействие с выпускниками хромает и попало в желтую или даже красную зону.

Под каждый дефицит есть свои модели – как исправлять ситуацию. Сейчас эксперты Инобра и Рыбаков Фонда готовят банк практик, который будет сопровождать инструмент: под каждый «проблемный» показатель школа сможет найти подходящий рецепт – что делать дальше.

Инструмент только что создан. Любая школа может стать участницей его бета-тестирования на цифровой платформе, разработанной Рыбаков Фондом. Для этого нужно оставить заявку на странице инструмента. Ваши ответы помогут понять, что еще можно в нем улучшить и как эффективнее развивать школьные сообщества. Результаты диагностики обрабатываются автоматически, участники получают рекомендации в виде диаграммы