• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Меню

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Спасти рядового аспиранта

В России крайне высокий процент отсева из аспирантуры: до 90% не защищают диссертацию – по крайней мере, в течение года после окончания учебы. Для сравнения, в США отсеивается лишь половина аспирантов, а в Австралии – треть. Что мешает защищаться и какую роль играет занятость в вузе или на стороне – изучала научный сотрудник Центра социологии высшего образования Инобра ВШЭ Сауле Бекова. Только что она защитила диссертацию на эту тему и получила степень PhD HSE of Education. Это была одна из первых защит в Инобре, целиком проведенных в онлайн-формате.

Спасти рядового аспиранта

Специфика российской аспирантуры – в том, что 90% вынуждены совмещать учебу с работой (во многом из-за крошечных стипендий). Как это влияет на будущую защиту – изучалось впервые. Сауле Бекова построила диссертацию на базе  опросов, лонгитюдного исследования и  интервью с теми, кто учился в аспирантуре, и ответственными за программы аспирантуры в вузах, а также на данных статистики и других источниках. Она расширила понятие «академическое самоубийство», определяя так действия тех, кто отказался от планов защиты. Не только из-за занятости на стороне, но и, например, из-за недопонимания с научным руководителем, чрезмерного увлечения преподавательской работой, изменения «правил игры» из-за реформ аспирантуры и т.д. Что касается занятости, то выяснилось: работа вне своего вуза снижает шанс на защиту в любом случае. Но и внутри вуза эффективна лишь исследовательская работа.

Сауле Бекова предложила пять способов – как снизить процент отсева в российской аспирантуре:

  1. Развивать распределенное научное руководство: курировать аспиранта будет не один человек, как сейчас. Это поможет влиться в академическое сообщество и обеспечит более полную поддержку.
  2. Поддержать научного руководителя: увеличить количество оплачиваемых часов, связанных с этой работой, разработать систему подготовки к этой деятельности.
  3. Еще на этапе набора планировать – как включать аспирантов в исследовательские проекты, специальные группы, искать возможность финансирования для таких групп.
  4. Пересмотреть подход «лишь бы работал в вузе»: преподавательская нагрузка или административные посты не помогают защите.
  5. Развивать индустриальные аспирантуры – те, где активно участвуют компании-партнеры. С их стороны можно ждать и участия в научном руководстве, и исследований, в которых может участвовать аспирант, и трудоустройства.

Подробнее о выводах можно узнать здесь. Поздравляем Сауле Бекову с защитой и надеемся, что ее идеи помогут российской аспирантуре.