Утраченные социальные контакты
Опыт Сингапура, пожалуй, вызывал наибольший интерес: эта страна максимально приблизилась к онлайн-обучению ещё до ковида. И тем не менее, по словам профессора Лоои Чи-Кита, ждали не совсем того: ставка была больше на дополнительные занятия, топовые проекты не рассчитаны на полный переход на удаленку. Где, кстати, сингапурские школьники остаются по сей день. Один из главных вопросов для сингапурских коллег сегодня – как через приложения, платформы помочь восполнить утраченные социальные контакты. Возможно, это даже важнее, чем само обучение.
О важности «не учебы» говорили и другие спикеры: президент Рыбаков Фонда Екатерина Рыбакова – о том, что школы, в которых удалось сформировать сильные сообщества, менее травматично перешли в онлайн. Исак Фрумин – о том, что в классах в онлайне «сложилась совершенно разная химия» в зависимости от отношений с педагогами, которые были до пандемии.
Как «тряхнула» новая ситуация тех, кто придумывает стартапы, приложения, платформы для школы в России – рассказала Диана Королева. Судя по данным, которые получил конкурс инноваций в образовании, 60% инноваторов поменяли свои проекты под ситуацию – переводили в онлайн, масштабировали. Труднее всего пришлось тем, у кого были уже зрелые, состоявшиеся проекты. А ещё тем, за кем не стояли конкретные школы или университеты. 25% всех проектов, пришедших на конкурс – ответ именно на пандемию.
А вот с господдержкой малого бизнеса у стартапов получилось не очень: все были о ней неплохо осведомлены, но мало кто воспользовался. И почти совсем не пользовались популярностью международные гранты. Почему поддержка «не зашла» и традиционные каналы и институты здесь не сработали – ещё предстоит разобраться.
Видеозапись сессии можно посмотреть здесь.
Королева Диана Олеговна
Лаборатория инноваций в образовании: Заведующий лабораторией