Неравенство грозит не только студентам, но и вузам
В высшем образовании все сталкиваются с трудностями из-за пандемии, но фокусируются на локальных задачах. Обсерватория дает нам возможность обсудить зарождающиеся тенденции в сравнительной международной перспективе – с высоты птичьего полета оценить изменения, которые происходят сейчас, и то, какой эффект они могут иметь в будущем, увидеть, как наши коллеги и студенты преодолевают вызовы сегодняшнего дня, и чему мы можем научиться друг у друга.
Ключевые вопросы, которые обострила пандемия: вызов неравенства, который была достаточно серьезным и раньше, проблемы интернационализации, опыта студентов, финансирования университетов и государственной политики в области высшего образования разных стран.
Мы столкнулись с тем, что ряд долгосрочных трендов ставится под вопрос: и массовость высшего образования, и даже его цифровизация. Потому что наши прогнозы насчет нее оказались неверны. Система высшей школы вступает в период большой турбулентности. Нельзя сегодня всерьез строить долгосрочные прогнозы. Нужно наблюдать и делать выводы – как говорится, «быстро смотреть».
Фрумин Исак Давидович
Институт образования: Научный руководитель
Эксперты подчеркивают – важно помнить, что эффекты пандемии, как и ее долгосрочные последствия, неодинаковы для университетов в разных странах. Хилихе вант Ланд , генеральный директор Международной ассоциации университетов, заявила, что очень высок риск увеличения неравенства не только на уровне студентов, но и на уровне самих вузов. В связи с этим чрезвычайно важно глобальное сотрудничество – например, методологическая поддержка или коллаборация в проведении исследований. Это может сгладить эффекты такого неравенства. «На данный момент, к сожалению, мы видим больше соревновательных практик, чем примеров кооперации – не только в медицинских и эпидемиологических исследованиях, но и в других научных областях», – подчеркивает она.
Применение IT в высшем образовании во время пандемии расширилось значительно, но вряд ли преподавания в онлайн-формате станет общей практикой – скорее можно ожидать распространения гибридных программ. Несмотря на ожидания, цифровой формат обучения может постигнуть та же участь, что и массовые открытые онлайн-курсы: эксперты предсказывали революцию в образовании с появлением Coursera. Дамы и господа, этого не произошло. Изменения есть, они важны, но это не революция.

Филипп Альтбах
Центр международного высшего образования, Бостонский колледж, США
Говоря об опыте студентов во время пандемии, Игорь Чириков, директор Консорциума исследовательских вузов при Университете Беркли, отмечает, что переход на онлайн-формат заставил студентов внимательнее смотреть на стоимость образования и его ценность. Несмотря на это, набор студентов в 2020 году практически не снизился, что говорит о большом уровне доверия вузам в вопросах качества образования.
Посмотреть полную запись можно по ссылке на Youtube-канале Института образования: https://youtu.be/DD3a4_PQsTI?t=21324
Альтбах Филипп Дж.
Международный экспертный совет: Член комитета
Маргинсон Саймон Уильям
Чириков Игорь Сергеевич
Институт образования: Ассоциированный сотрудник
Саймон Марджинсон
Центр изучения глобального высшего образования, Оксфордский университет, Великобритания