• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Бюрократия на шелковом пути

В 1950-х Советский Союз помог Китаю построить новую систему высшего образования – во многом она оказалась близнецом советской. Затем пути разошлись, но сегодня, если верить политическим заявлениям, две державы – снова братья навек. Однако деклараций и соглашений пока больше, чем реальных общих проектов на уровне вузов и высшей школы в целом. Почему – изучили Исак Фрумин, научный руководитель Инобра ВШЭ, и аналитик ПУЛ «Развитие университетов» Цао Жоци. Их статья «Россия, Китай и Центральная Азия в высшем образовании» опубликована в книге «Китай и Европа на Новом шелковом пути: соединяя университеты по всей Евразии», только что изданной в Оксфорде.

Бюрократия на шелковом пути

«Основная трудность в том, что и в России, и в Китае сильная бюрократия, которая подавляет любую гибкость. Реализация совместных проектов в сфере высшего образования требует долгих переговоров с участием высоких властей. Отсюда, с одной стороны, взаимодействие на высшем уровне, форумы ректоров, крупные союзы и сотни соглашений, а с другой – скромное сотрудничество на уровне академических единиц», – заключают авторы исследования.

Они анализируют, что принесли в сферу высшего образования крупные геополитические и общественные союзы последних лет – в том числе БРИКС, ШОС, документы о китайско-российском стратегическом партнерстве и, собственно, сами межвузовские альянсы. Выясняется, что настоящие «точки роста» сотрудничества двух стран стоит искать не в этом официальном поле, потенциал которого пока не вполне реализуется, а растущем неформальном интересе друг к другу. Например, рушится языковой барьер в высшем образовании: не только в России резкий рост программ изучения китайского языка. И в Китае всё больше студентов, которые выбирают русский в качестве основного иностранного. Хорошие показатели были в последние годы и у студенческой мобильности, хотя еще до пандемии ее рост замедлился с обеих сторон.

Исак Фрумин и Цао Жоци исследуют, в какой момент и почему наши высшие школы стали настолько разными. Ведь и реформы вузов начались примерно в одно время: в Китае – когда кончилась эпоха Мао, у нас – в годы перестройки.

Три главных отличия китайского пути: создание исследовательских университетов, передача вузов под контроль региональных властей – и, конечно, другие материальные условия: реформируя высшую школу, Китай вкладывался в инфраструктуру. В постсоветских странах вузы в 90-х только беднели, и, как сказано в статье, наблюдали за переменами в китайских кампусах «с завистью и недоверием».

Книга «Китай и Европа на Новом шелковом пути» вышла в издательстве Оксфордского университета и стала итогом большого международного проекта. Он объединил ведущих исследователей из 14 стран: они анализируют, как современная политика Китая влияет на развитие высшего образования Евразии. «Растущая неопределенность на Западе, такие события, как Brexit, могут сделать Китай более успешным в его стремлении привлечь таланты обратно и усилить свое влияние на глобальный ландшафт высшего образования», – говорится в предисловии к книге, составителями которой стали Марийк ван дер Венде, Уильям Кирби, Ниан Кай Лю и Саймон Марджинсон. Узнать о ней больше и приобрести книгу можно здесь. Промокод ASFLYQ6 дает скидку 30%.