• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Меню

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Денег нет, но вы учитесь

Чаще всего качество школьного образования сравнивают по таким исследованиям, как PISA или TIMSS. А по итогам политики делают выводы – как дальше развивать национальные системы. Но так в поле зрения оказываются образовательные результаты. Многие факторы, также влияющие на качество обучения в школе, остаются в тени. Ведущие эксперты Центра общего и дополнительного образования имени А. Пинского Сергей Заир-Бек и Татьяна Мерцалова сравнили именно «неочевидные» показатели: не только финансовые, но и длину каникул, почасовую нагрузку на детей и многое другое. Их исследование опубликовано в серии бюллетеней мониторинга экономики образования, который ведет Вышка.

Денег нет, но вы учитесь

Вложения в общее образование в России в последние годы заметно растут: за десять лет увеличились на треть. Так мы оказались в тройке лидеров по ОЭСР – впереди только Израиль, усиливший финансирование образования более чем вдвое, и Чили. В большинстве развитых стран этот показатель почти не менялся, а во многих даже падал, в том числе, например, в Эстонии, которая входит в число лидеров по качеству образования. Впрочем, на этом «экономические» поводы для радости заканчиваются.

По объемам финансирования Россия находится на одном из последних мест по ОЭСР. Мы тратим на образование в целом 4,3% ВВП, на школьное образование – 1,5%, это наименьший показатель в тридцатке стран ОЭСР. Для сравнения, Норвегия расходует только на школы 4,6% ВВП – больше, чем Россия на все секторы образования в целом. По подушевым затратам на школьника Россия также на одном из последних мест, обгоняя только Турцию и Мексику: мы вкладываем в обучение одного человека 4,2 тыс. долларов в год. Лидер списка – Люксембург – вчетверо больше.

Еще одна особенность российского школьного образования: дети меньше учатся и больше отдыхают. По среднегодовому количеству учебных часов Россия в нижней части списка ОЭСР: 712 часов при среднем показателе по выборке в 843 часа. Зато каникулы – одни из самых длинных: 17,3 недели в год. Сопоставимы каникулы только в Ирландии, Португалии и странах Балтики, а среднее по ОЭСР – 14 недель.

Исследование охватывает многие другие показатели. По ряду из них позиции России достаточно сильны: например, по общей продолжительности учебы, по охвату общим образованием, доступности его для разных возрастов. Да и тех, кто не справляется с нагрузкой и остается на второй год, у нас относительно мало. Все это позволяет экспертам сделать вывод, что потенциал нашей школьной системы достаточно велик. Нужно ли школьникам учиться больше, отдыхать меньше, и как это повлияет на образовательные результаты – вопрос дискуссионный, но вот финансовую проблему точно надо решать, – подчеркивают эксперты. Без этого российской школе не войти в десятку лучших.

Доклад Сергея Заир-Бека и Татьяны Мерцаловой «Российское школьное образование в контектсе международных сопоставлений» можно прочитать здесь.