• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Родители получили оценку

Какую роль сыграла семья в том, что ребенок хорошо учится и добивается успеха? Любые суждения на этот счет всегда звучат очень осторожно. И потому, что нет четкого «распределения ролей» между семьей и школой. И потому, что трудно получить честные ответы от мам и пап. Людям не удается взглянуть на себя без «розовых очков», если им задают вопросы такого рода. Но, возможно, выход найден. Научный сотрудник Центра психометрики и измерений в образовании Инна Антипкина предложила новую методику измерения родительской вовлеченности в образование. Диссертация об этом защищена в Институте образования.

Родители получили оценку

О родительской вовлеченности говорят все чаще – тем более важной эта тема стала во время пандемии, когда семьям волей-неволей пришлось активно включиться в учебу. Компонентов такой вовлеченности много: сюда включают и помощь с домашкой, и обсуждение школьных дел, и ожидания от будущего ребенка, которые высказывают родители, и многое другое. Дискуссии о том, как ее оценивать и измерять, давно ведут зарубежные ученые. Анкеты для родителей есть, например, в глобальном исследовании PIRLS-TIMSS, которое измеряет читательские и математические навыки младших школьников. Но эксперты всегда видели в ответах родителей «возможное систематическое искажение».

Инна Антипкина предложила более объективную методику. Она использовала сценарный подход, когда родители не отвечают на прямые вопросы анкеты или теста, а сравнивают себя с предложенными персонажами. Всего описано девять сценариев поведения – каждый описывает высокий, средний или низкий уровень вовлеченности. Например: «Татьяна обычно следит, чтобы сын был готов к новому школьному дню, помогает собрать портфель… Ходит на первое и последнее родительские собрания в году...» – и так в подробностях. Респонденту предстоит оценить: «Я занимаюсь учебными делами ребенка намного больше Татьяны», больше, наравне и т.д.

Методики со сценариями на основе теории фасетов и измерениями по модели Раша первым начал разрабатывать профессор Ларри Ладлоу в Бостон-колледже – Инна Антипкина проходила у него стажировку. Ее шкала стала одной из первых в мире, созданной по методологии такого типа. Прежде всего она поможет в исследованиях, но будет полезна и для практиков, которые создают программы усиления родительской вовлеченности в учебу. Теперь, когда методология создания таких шкал подробно описана на русском языке, сценарные опросники могут создавать все, кому нужно измерять сложные конструкты.

Поздравляем Инну Антипкину с успешной защитой и присуждением ученой степени PhD in Education.

С диссертацией и ее резюме можно ознакомиться здесь: https://www.hse.ru/sci/diss/359148010