• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Меню

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Большие деньги для самых маленьких

В Норвегии дети в садиках не едят и не спят. Раз нет тихого часа – то нет и спален, а отсутствие горячего питания позволяет не содержать кухню и ее работников: фрукты и обеды родители заворачивают с собой. Даже такие мелочи влияют на экономику дошкольного образования. Что еще влияет, как устроено государственное и частное финансирование «у нас» и «у них» – изучали Ирина Абанкина, Иван Кравченко и Людмила Филатова, эксперты Центра финансово-экономических решений в образовании.

Большие деньги для самых маленьких

Даже по примеру Норвегии видно, что «экономика бывает экономной» и в богатых странах – а именно Норвегия тратит на детские сады самую высокую долю государственного бюджета в мире (почти 2% ВВП). Деньги идут на максимальный охват дошкольным образованием и на налоговые возвраты родителям: как и в большинстве европейских стран, родители платят за садики немало, но получают 80% в качестве налогового вычета, если их дети ходят в государственный сад, и 50% – если в частный.

Среди других иностранных «лайфхаков», о которых рассказывают эксперты – зависимость платы от того, сколько часов ребенок проводит в детском саду, и многое другое, но главный вывод: бюджет в расчете на одного ребенка, в основном, зависит от доли частного сектора в дошкольном образовании. Это не ситуация, когда «бизнес платит»: даже там, где частных детских садов подавляющее большинство, основные расходы все равно берет на себя государство, просто у него есть пространство для маневра и возможность более эффективно распределить средства. Самые обеспеченные детсады – там, где доля частного сектора превышает 40%. В России она составляет 1,1%, и этим исследователи объясняют относительно низкие показатели подушевого финансирования.

Но и у нас есть «точки роста». Это, в частности, возможность использовать материнский капитал для оплаты услуг по присмотру и уходу за детьми, бюджетные маневры, которые позволили снизить индекс потребительских цен на дошкольное образование, и программы для профессиональной подготовки и переподготовки женщин с детьми для трех лет. Последнее эксперты называют особенно перспективным: «Нужно разрабатывать и внедрять механизмы ускоренного обучения молодых матерей для получения ими профессиональных навыков».

Доклад «Меры социальной поддержки и роль государственного финансирования в развитии дошкольного образования: международное сопоставление» опубликован в серии экспресс-бюллетеней Мониторинга экономики образования, который ведет Вышка. Прочитать его можно здесь.