• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Инвалидов толкают в тень

Значительная часть инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в России вынуждена работать в теневом секторе экономики. Одна из причин – то, что они не смогли получить профессиональное образование. Почему это происходит и насколько колледжи готовы учить людей с ограничениями здоровья – изучали эксперты Центра развития навыков и профессионального образования Инобра и Лаборатории исследований рынка труда ВШЭ. Их доклад опубликован в серии экспресс-бюллетеней Мониторинга экономики образования, который ведет Вышка.

Инвалидов толкают в тень

В основу исследования легли данные статистики и материалы опросов преподавателей. Последние помогли установить, что 29% колледжей не имеют оборудования, которое позволяет давать инклюзивное образование, а еще 26% учебных заведений недостаточно им укомплектованы. У колледжей, где дают высокотехнологичные специальности, показатели чуть получше – 24 и 16% соответственно. И только каждый десятый колледж держит в штате или привлекает специальных тьюторов, которые помогли бы инвалидам освоить профессию. При этом, как признаются сами преподаватели, самое сложное – организовать им производственную практику. Также респонденты рассказали, что трудоустройство таких выпускников – серьезная проблема.

Эти опасения не беспочвенны – подтверждает статистика. Охват образованием инвалидов в России значительно ниже, чем для здорового населения: высшее образование имеют лишь 9% (общий показатель – 33%), среднее профессиональное – 20%, а 22% не получили даже школьного. Как следствие – работать приходится в неформальном секторе, где барьеры «на вход» ниже. Каждый десятый работает на основе устной договоренности (среди здоровых – 4%). Среди лиц с инвалидностью, все же получивших профессиональное образование, трудоустроена только треть, и 62% из них работают не по специальности.

Низкая приспособленность колледжей для инвалидов и лиц с ОВЗ – системная проблема, которую надо решать на государственном уровне, – считают авторы исследования.


Доклад Федора Дудырева, Ольги Романовой, Ксении Рожковой и Павла Травкина можно прочитать здесь.