• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Уроки агентности и… правильного питания

Что такое агентность – знают немногие за пределами научного круга. Ее еще называют – активная самостоятельность. Это и способность организовать свое время, и мотивация школьника. Умение не только учиться, но и преодолевать неблагоприятные условия: например, как сейчас – пандемию. В том, что этот термин должен появиться во ФГОСах, потеснив уже привычные «4К», убеждены исследователи Вышки Павел Сорокин, Анастасия Зыкова, Юлия Матюненко и Татьяна Попова. В экспресс-бюллетенях Мониторинга экономики образования они предлагают, как развивать агентность в образовании и как школьная программа может ответить на вызов коронавируса.

Уроки агентности и… правильного питания

Опыт последних месяцев показал, слабым звеном в подготовке школьников оказалась не только самостоятельность, но и навыки поддержания здоровья. Эксперты изучили несколько десятков докладов, которые готовили ведущие международные организации – в том числе, ОЭСР, Всемирный банк, ЮНЕСКО. Оказалось, что темы самостоятельности и здоровья если и упоминаются, то, как правило, абстрактно. Лишь в меньшей части документов говорилось о навыках поддержки здоровья как об образовательном результате. В итоге, ни дети, ни взрослые во время пандемии не знают, как соблюдать правила физической активности, правильно питаться и спать.

Эксперты предлагают включить навыки поддержки здоровья в образовательные программы. Школьникам нужна ежедневная физзарядка на дому – уроки физкультуры не справляются. А еще такая поддержка школы, которая сформирует у них привычку к правильному питанию.  «Вероятно, изменится и понимание навыков экологической грамотности: эта группа компетенций будет включать, среди прочего, готовность к вирусным угрозам», — сказано в докладе.

Научить самостоятельности сложнее. «Агентность изучена гораздо меньше, чем другие элементы человеческого капитала», – отмечают эксперты. Этим термином всё активнее пользуются в корпоративной среде, но не в сфере образования, где нет даже четкого понимания, что это. Авторы предлагают описать ее через навыки и включить в документы, которые определяют образовательную политику. Создавать инструменты развития и оценки агентности в образовании. Разработать для школы «специальные инициативы, направленные, например, на обучение самоорганизации и самодисциплине».

Подробнее можно прочитать в докладах:

- Павла Сорокина, Юлии Матюненко и Татьяны Поповой «Роль навыков «агентности» и поддержания здоровья до пандемии и в эпоху пост-COVID-19: международный экспертный дискурс»

- Павла Сорокина и Анастасии Зыковой «Развитие «агентности» как задача образовательной политики: мировой опыт исследований и разработок».