Уроки агентности и… правильного питания
Опыт последних месяцев показал, слабым звеном в подготовке школьников оказалась не только самостоятельность, но и навыки поддержания здоровья. Эксперты изучили несколько десятков докладов, которые готовили ведущие международные организации – в том числе, ОЭСР, Всемирный банк, ЮНЕСКО. Оказалось, что темы самостоятельности и здоровья если и упоминаются, то, как правило, абстрактно. Лишь в меньшей части документов говорилось о навыках поддержки здоровья как об образовательном результате. В итоге, ни дети, ни взрослые во время пандемии не знают, как соблюдать правила физической активности, правильно питаться и спать.
Эксперты предлагают включить навыки поддержки здоровья в образовательные программы. Школьникам нужна ежедневная физзарядка на дому – уроки физкультуры не справляются. А еще такая поддержка школы, которая сформирует у них привычку к правильному питанию. «Вероятно, изменится и понимание навыков экологической грамотности: эта группа компетенций будет включать, среди прочего, готовность к вирусным угрозам», — сказано в докладе.
Научить самостоятельности сложнее. «Агентность изучена гораздо меньше, чем другие элементы человеческого капитала», – отмечают эксперты. Этим термином всё активнее пользуются в корпоративной среде, но не в сфере образования, где нет даже четкого понимания, что это. Авторы предлагают описать ее через навыки и включить в документы, которые определяют образовательную политику. Создавать инструменты развития и оценки агентности в образовании. Разработать для школы «специальные инициативы, направленные, например, на обучение самоорганизации и самодисциплине».
Подробнее можно прочитать в докладах:
- Павла Сорокина, Юлии Матюненко и Татьяны Поповой «Роль навыков «агентности» и поддержания здоровья до пандемии и в эпоху пост-COVID-19: международный экспертный дискурс».
Вятская Юлия Алексеевна
Научно-учебная лаборатория исследований в области бизнес-коммуникаций: Стажер-исследователь
Зыкова Анастасия Викторовна
Центр развития навыков и профессионального образования: Стажер-исследователь
Попова Татьяна Александровна
Центр развития навыков и профессионального образования: Стажер-исследователь
Сорокин Павел Сергеевич
Центр развития навыков и профессионального образования: Старший научный сотрудник