• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

«Эффективные школы» под подозрением

Советский Союз распался 30 лет назад, осколки некогда общей школьной системы уже мало похожи друг на друга. Но, оказывается, если сравнить системы оценки образования в деталях, можно увидеть общие проблемы – и понять, на какие примеры равняться, чтобы их разрешить. Такой опыт проделали эксперты семи стран, объединенные в рамках общего проекта Шанинки и Инобра. Результат их работы – монографию под редакцией Виктора Болотова, Ростислава Горбовского и Елены Ленской – выпустила Вышка.

«Эффективные школы» под подозрением

Во всем мире система оценки школ движется от карательной к мягкой: мониторинги не влекут за собой оргвыводов, а помогают школе самой решить свои проблемы. Даже к термину «эффективность работы школы» на Западе уже относятся с подозрением – есть угроза, что так государство может навязать универсальные решения, которые не подходят конкретной школе. Мир идет к «развивающей самооценке» самой школы. На постсоветском пространстве ближе всех к такому результату подошла Молдова. Там «особенно подчеркивается доверие проверяющих органов к школе, особое место отводится не внешней оценке, а внутренней».

Одна из общих проблем стран бывшего СССР: при оценке школы нигде не учитывают в полной мере условия, в которых она работает. «Несложно представить, насколько сильно отличается контекст реализации одних и тех же программ в крупной городской школе и в отдаленной и труднодоступной местности», – пишут составители сборника.

Вторая общая проблема – олимпиадный подход, или «установка на оценку работы школы по высшим достижениям ее выпускников». В мире тоже равняются на академические достижения при оценке школ, но немного по-другому – например, ОЭСР рекомендует учитывать, прежде всего, результаты всех учеников, а не лучших. Важно понимать, какие условия созданы для каждого. Более того, многие страны отдельно отслеживают образовательные результаты уязвимых групп – детей с особенностями развития, мигрантов, учеников из социально неблагополучных семей. Разрыв в результатах разных групп сможет сигнализировать о неравенстве. «Такого рода проблемы наши педагоги в Молдове, России, Кыргызстане уже научились замечать, их начинают изучать в рамках независимой оценки, но системного решения пока нигде не найдено», – сказано в монографии.

Книгу «Оценка работы школ в постсоветских странах», обобщившую опыт России, Азербайджана, Армении, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы и Таджикистана, можно прочитать здесь.