• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Общежитие – перевалочный пункт или среда для учебы?

Как помочь студентам развивать навыки и социальные связи? Нужно ли это сделать только в аудитории? Исследователи Центра социологии высшего образования Оксана Дремова и Ирина Щеглова рассказали об идее учебных сообществ на базе общежитий. Если вузы заинтересуются этой концепцией, можно ждать рост успеваемости среди студентов, как произошло во многих зарубежных университетах.

Общежитие – перевалочный пункт или среда для учебы?

Идея учебных сообществ на базе общежитий не нова: на Западе ее первыми внедрили Оксфорд и Кембридж, где еще в начале 20 века появились «социальные клубы». В местах, где жили студенты, проводились различные образовательные мероприятия – так, чтобы учиться можно было не только в аудитории. В разных университетах сложились разные модели учебных сообществ. Где-то преподаватели-наставники жили в одном корпусе со студентами, а где-то царило самоуправление. Где-то на одном этаже специально селили студентов, которые учились на одном направлении, имели общие академические интересы или просто хобби. Исследования показали, что средний балл у студентов, которые живут в таких сообществах, выше, а отсев – ниже.

Оксана Дремова и Ирина Щеглова изучили, что мешает подобным практикам в России. Оказалось, множество запретов и ограничений, действующих в общежитиях (37,3% студентов назвали это острой проблемой), и их перенаселенность (22,4%). Нехватка личного пространства превращает общежитие в «перевалочный пункт», где можно только поспать, но не эффективно учиться.

«Чтобы практика учебных сообществ стала возможной в российских вузах, надо решить базовые задачи по снятию инфраструктурные ограничений, таких, как недостаток помещений для занятий и досуга, низкое качество условий проживания, большое количество запретов», – отмечают авторы исследования. Какие-то из этих задач вуз может решить самостоятельно – например, разрешить визиты других студентов, изменить режим, расселить студентов по-другому или иначе использовать общие помещения. Где-то приходится рассчитывать на помощь государства: так, авторы с надеждой смотрят на планы Минобрнауки увеличить фонды общежитий на 77,6 тысяч мест к 2024 году.


Книга «Учебные сообщества на базе общежитий» вышла в серии «Современная аналитика образования» и будет интересна вузовским управленцам и преподавателям, заинтересованным в развитии новых форм обучения. Прочитать ее можно здесь.