• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Меню

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Аспиранты все еще одиноки

Кто помогает аспирантам в российских вузах? Этот вопрос уже в заголовке своей статьи задает Евгений Терентьев – директор Центра социологии высшего образования. Он изучил, как реформа российской аспирантуры повлияла на поддержку аспирантов внутри вузов. Выводы не слишком оптимистичны: в России сохраняется высокий отсев из аспирантуры и маленький процент защит. Во многом потому, что «вакуум» вокруг аспиранта остался.

Аспиранты все еще одиноки

Еще недавно диссертация и выход на защиту были, по сути, внутренним делом аспиранта и его научного руководителя. Ни вуз, ни кафедра почти не вмешивались. Если отношения не складывались, или руководитель был слишком занят, или не хватало ресурсов – диссертацию ждал провал. Чаще всего она оставалась недописанной.

Одна из задач, поставленных во время реформы – создать механизмы поддержки молодого ученого, контроля за тем, как он работает, и сделать его пребывание в аспирантуре более прозрачным. Получилось или нет – можно судить по опросу более тысячи человек из шести российских вузов, три из которых участвуют в «Проекте 5-100». Евгений Терентьев изучил, кто и как им помогает – не только с диссертацией и статьями, но и с организацией исследований, стажировок, словом, с чисто административными вопросами.  

«Научный руководитель остаётся единственным лицом, которое оказывает поддержку большинству аспирантов. Для значительной части из них эта помощь, в основном, ограничивается советами и комментариями по диссертации, без решения более широких вопросов. Многие не получают академической поддержки даже от своих руководителей и остаются в одиночестве в учебе».

Терентьев Евгений Андреевич
Аспирантская школа по образованию: академический директор

Остальные в вузе редко снисходят до аспирантов. От 9 до 38% опрошенных получают поддержку от преподавателей. От 5 до 23% – от заведующих кафедрами (большой разброс цифр – из-за специфики разных направлений подготовки). Причем, чаще всего помощь факультета сводится к информации о научных мероприятиях (38%). Лишь менее 10% аспирантов сталкивались с тем, что кто-то из преподавателей, помимо научного руководителя, редактировал текст диссертации.

«Исследование показало, что переход к структурированным моделям аспирантуры в России еще далек от завершения. Следует приложить больше усилий, в том числе, на национальном уровне, чтобы создать сильную систему академической поддержки внутри вузов».

Терентьев Евгений Андреевич
Аспирантская школа по образованию: академический директор

 

Статья опубликована в новом номере журнала «HERB: Higher Education in Russia and Beyond», прочитать ее можно здесь.