У технарей крепкие нервы, чего не скажешь о гуманитариях
Самыми уязвимыми оказались студенты творческих специальностей. В «таблице стресса» с показателем 46% лидирует направление «Искусство и культура». На втором месте – образование и педагогика, третье место с почти равным результатом делят социальные и гуманитарные науки. Студенты естественнонаучного профиля в хвосте таблицы, а самыми невозмутимыми оказались те, кто изучает компьютерные науки – их уровень стресса всего 35%.
В целом тревожность и негативное отношение к дистанту зависели от многих факторов. Ожидаемо были различия по году обучения: для студентов выпускных курсов бакалавриата и магистратуры тревог было больше из-за предстоящих защит и экзаменов. Хуже переход на дистант восприняли те, чей социально-экономический статус оценивается как низкий («Живем крайне экономно, покупка одежды уже представляет трудности»). Тоже объяснимо: вероятно, на самочувствие здесь повлиял не только формат учебы, но и экономические проблемы, вызванные пандемией.
Достаточно сильно уровень стресса различался в зависимости от пола. Девушки оказались гораздо более уязвимыми (45%), чем юноши (30%). «Подобные аналитические выкладки дают общую картинку. Необходимо детальнее изучать, как новые условия связаны с воспроизводством разных форм неравенства доступа к высшему образованию и потому несхожести образовательных результатов», – заключает Сауле Бекова.
Полный текст доклада можно прочитать здесь.
Бекова Сауле Каэржановна
Лаборатория исследований студенческого опыта: Научный сотрудник