• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

У технарей крепкие нервы, чего не скажешь о гуманитариях

В феврале большинство российских вузов снова начали работать в очном формате. Время подводить итоги – как студенты отнеслись к новому опыту. В серии бюллетеней Мониторинга экономики образования издан доклад Сауле Бековой «Уровень стресса студентов при переходе на дистанционный формат обучения». Согласно исследованию, в котором участвовали 10 тысяч человек из 647 вузов, переход на удаленку стал серьезным испытанием для нервов российских студентов – о повышении уровня стресса заявил 41% опрошенных.

У технарей крепкие нервы, чего не скажешь о гуманитариях

Самыми уязвимыми оказались студенты  творческих специальностей. В «таблице стресса» с показателем 46% лидирует направление «Искусство и культура». На втором месте – образование и педагогика, третье место с почти равным результатом делят социальные и гуманитарные науки. Студенты естественнонаучного профиля в хвосте таблицы, а самыми невозмутимыми оказались те, кто изучает компьютерные науки – их уровень стресса всего 35%.

В целом тревожность и негативное отношение к дистанту зависели от многих факторов. Ожидаемо были различия по году обучения: для студентов выпускных курсов бакалавриата и магистратуры тревог было больше из-за предстоящих защит и экзаменов. Хуже переход на дистант восприняли те, чей социально-экономический статус оценивается как низкий («Живем крайне экономно, покупка одежды уже представляет трудности»). Тоже объяснимо: вероятно, на самочувствие здесь повлиял не только формат учебы, но и экономические проблемы, вызванные пандемией.

Достаточно сильно уровень стресса различался в зависимости от пола. Девушки оказались гораздо более уязвимыми (45%), чем юноши (30%). «Подобные аналитические выкладки дают общую картинку. Необходимо детальнее изучать, как новые условия связаны с воспроизводством разных форм неравенства доступа к высшему образованию и потому несхожести образовательных результатов», – заключает Сауле Бекова.


Полный текст доклада можно прочитать здесь.