5-100 умер. Да здравствует 5-100!
Лидеры мировых рейтингов имеют большие преимущества в борьбе за лучшие человеческие ресурсы. Россия с некоторым опозданием включилась в эту гонку. Несмотря на все названные в отчете ограничения, проект достиг поставленной цели. Вузам-участникам удалось за рекордно короткие сроки показать хорошие результаты по многим направлениям. Эти университеты привлекли иностранных абитуриентов, 20 % из которых среди всех российских вузов отдали предпочтение университетам 5-100. Участники проекта создали в России глобальный рынок онлайн-образования. Семь университетов вошли в топ–100 по предметным направлениям.
Очень важно, что в рамках проекта в России впервые начали создавать международные советы, который усилили потенциал российских экспертов. Здесь нужно подчеркнуть, что в западных странах и в Китае к оценке проектов в сфере науки и образования тоже привлекаются иностранные эксперты. Например, мне довелось по приглашению Немецкого фонда науки участвовать в экспертной оценке университетов в рамках немецкой инициативы превосходства. Вместе со мной работали коллеги из семи стран, хотя в Германии достаточно своих ученых.
Важный момент, который заметили аудиторы, касается недостаточного роста внебюджетных доходов вузов. Объективные причины этого Счетной палата стоит внимательно изучить, поскольку нормативные барьеры сильно затрудняют развитие вузов в этом направлении. Среди таких барьеров – не только бюрократия и риски для предприимчивого и гибкого экономического поведения. Важный барьер – и то, что практически невозможность соединить бюджетное и внебюджетное финансирование, гибкое определение стоимости образовательных услуг.
За последние 20 лет в ведущих мировых системах высшего образования было запущено более 40 инициатив поддержки международной конкурентоспособности вузов, аналогичных Проекту 5-100. Их история свидетельствует о том, что если мы хотим сохранить эффекты программы, то необходимо ее продолжать. Если вырастили дерево, его надо продолжать поливать, пока оно не окрепнет и не зазеленеет. Есть печальный пример, когда в Испании из-за экономического кризиса такая программа была прервана, в итоге вложенные инвестиции обнулились. Устойчивость программы и перевод ее на регулярную основу, необходимые ресурсы и механизмы их расходования – это важнейшие вопросы на будущее
Серьезной проблемой для развития любых проектов в сфере высшего образования является катастрофическое состояние аспирантуры. Даже по абсолютным величинам выпуска кандидатов наук Россия начинает отставать от большинства стран-конкурентов. А эффективность аспирантуры ниже 15 % давно заслуживает внимания Счетной палаты.
Фрумин Исак Давидович
Институт образования: Научный руководитель
Также стоит обратить внимание, что, несмотря на резкий скачок в международных рейтингах российских университетов, в ряде отраслей в России нет вузов, входящих хотя бы в первые 200 позиций в соответствующих предметных рейтингах. Например, такой отраслью является сельское хозяйство. Поэтому при дизайне следующей программы стоит выделить области, где продвижение вузов в мировую элиту было бы наиболее критично.
Полный текст отчета Счетной палаты с комментариями экспертов можно прочитать здесь.
Фрумин Исак Давидович
Институт образования: Научный руководитель