• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Эдьютейнменту в России мешают бедность, беспомощность учеников и тревожность родителей

Принцип «обучение через игру» известен давно, но по-прежнему почти не связан с базовым образованием. Школы отдельно, а города профессий, парки развлечений и другие формы Edutainment отдельно, и такая картина – во всем мире. О том, какие элементы этого подхода школа может перенять, на открытом семинаре ВШЭ по образованию дискутировали российские, британские и американские ученые.

Эдьютейнменту в России мешают бедность, беспомощность учеников и тревожность родителей

Прогресс как будто обходит школу стороной – там делают почти то же самое, что и сто лет назад, – считает приглашенный профессор Инобра, глобальный директор по вопросам образования в KidZania Гер Граус. Все усилия школы направлены на развитие предметных знаний и на итоговый экзамен.

Результат экзамена превратили в главную ценность школы, на которую все работают. Хотя как овощи не станут лучше от взвешивания – так и дети не станут лучше от экзаменов.

Гер Граус
Институт образования: приглашенный профессор

Если связать школьную программу с игровым опытом и переживаниями детей, то это создаст для них интерес и к традиционной учебе. А ролевые игры, по словам Гера Грауса, помогают преодолеть воспроизводство неравенства. Дети из бедных семей уже в раннем возрасте обдумывают для себя разные варианты карьеры.    

Участники дискуссии указали на многие барьеры, которые нужно преодолеть, прежде чем элементы Edutainment смогут попасть в школьную программу.

Обучению через игру мешает выученная беспомощность учеников, повышенная тревожность родителей, которые считают, что скучное, тяжелое образование – хорошее, а радостное не может быть хорошим.

Елена Ивановна Казакова
Директор Института педагогики Санкт-Петербургского государственного университета

Учителя также скептически смотрят на игры. На вопрос «Вы готовы зачесть результаты, полученные в игре, как академические?» положительно ответили только 5% педагогов. Остальные считают, что игровое пространство не может быть зоной образования.

Впрочем, дело не в косности педагогов, а в том, что такие конструкты, как опыт, впечатления (в том числе связанный с игрой), трудно измерять 

Два ребенка, которые сходили в театр, получили разный опыт: один испытал вдохновение и интерес, другой просто скучал. Педагоги спрашивают: как мы можем говорить об этом в категориях образовательных достижений?

Поливанова Катерина Николаевна
Центр исследований современного детства: Научный руководитель

Российская школа не готова к экспериментам еще и из-за общего уровня в жизни, который ниже, чем в Европе. У большинства нет сбережений на образование детей. Если эксперименты кончатся неудачей, не будет денег «переучиваться» или поступать в вуз на коммерческой основе. Поэтому ЕГЭ превращается в игру с такими высокими ставками, а любые отступления от традиционных форм учебы пугают.  

Тема обучения за стенами школы пока интересна семьям, у которых есть большие ресурсы для страховки будущего их ребенка. Эти семьи приходят в развлекательные центры, и пока их дети играют в фермера, дети других семей вынуждены реально вести хозяйство.

Косарецкий Сергей Геннадьевич
Центр общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского: Директор центра

Новые формы образования пока не имеют достаточно плодородной почвы. Они остаются на бумаге – в статьях теоретиков, и интересны только небольшой прослойке городских жителей. Поэтому пока не школа тяготеет к игре, а, наоборот, даже внеурочная деятельность превращается в подобие урока и по форме, и по содержанию.

Дискуссанты обратили внимание, что Edutainment не может охватить всё образование 

Что дальше, после Кидзании, после 14 лет? Старшие подростки уже не так радуются возможности играть в ролевые игры, они хотят реально действовать, отсюда и деструктивное поведение.

Роберт Кунзман
профессор Школы образования Индианского университета в Блумингтоне

Профессор Кунзман предложил подумать о других формах подготовки к взрослой жизни для старших подростков. Например, развивать ученичество в разных профессиях. Это также поможет бороться с неравенством, когда школьники из бедных семей даже не думают о престижных специальностях.

 

Видеозапись вебинара здесь.

Презентация Гера Грауса «Schooling vs Education: Are they parts of a single ecosystem or the irreconcilable enemies?» (PDF, 8.29 Мб)