Эдьютейнменту в России мешают бедность, беспомощность учеников и тревожность родителей
Прогресс как будто обходит школу стороной – там делают почти то же самое, что и сто лет назад, – считает приглашенный профессор Инобра, глобальный директор по вопросам образования в KidZania Гер Граус. Все усилия школы направлены на развитие предметных знаний и на итоговый экзамен.
Результат экзамена превратили в главную ценность школы, на которую все работают. Хотя как овощи не станут лучше от взвешивания – так и дети не станут лучше от экзаменов.
Если связать школьную программу с игровым опытом и переживаниями детей, то это создаст для них интерес и к традиционной учебе. А ролевые игры, по словам Гера Грауса, помогают преодолеть воспроизводство неравенства. Дети из бедных семей уже в раннем возрасте обдумывают для себя разные варианты карьеры.
Участники дискуссии указали на многие барьеры, которые нужно преодолеть, прежде чем элементы Edutainment смогут попасть в школьную программу.
Обучению через игру мешает выученная беспомощность учеников, повышенная тревожность родителей, которые считают, что скучное, тяжелое образование – хорошее, а радостное не может быть хорошим.
Елена Ивановна Казакова
Директор Института педагогики Санкт-Петербургского государственного университета
Учителя также скептически смотрят на игры. На вопрос «Вы готовы зачесть результаты, полученные в игре, как академические?» положительно ответили только 5% педагогов. Остальные считают, что игровое пространство не может быть зоной образования.
Впрочем, дело не в косности педагогов, а в том, что такие конструкты, как опыт, впечатления (в том числе связанный с игрой), трудно измерять
Два ребенка, которые сходили в театр, получили разный опыт: один испытал вдохновение и интерес, другой просто скучал. Педагоги спрашивают: как мы можем говорить об этом в категориях образовательных достижений?
Поливанова Катерина Николаевна
Центр исследований современного детства: Научный руководитель
Российская школа не готова к экспериментам еще и из-за общего уровня в жизни, который ниже, чем в Европе. У большинства нет сбережений на образование детей. Если эксперименты кончатся неудачей, не будет денег «переучиваться» или поступать в вуз на коммерческой основе. Поэтому ЕГЭ превращается в игру с такими высокими ставками, а любые отступления от традиционных форм учебы пугают.
Тема обучения за стенами школы пока интересна семьям, у которых есть большие ресурсы для страховки будущего их ребенка. Эти семьи приходят в развлекательные центры, и пока их дети играют в фермера, дети других семей вынуждены реально вести хозяйство.
Косарецкий Сергей Геннадьевич
Центр общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского: Директор центра
Новые формы образования пока не имеют достаточно плодородной почвы. Они остаются на бумаге – в статьях теоретиков, и интересны только небольшой прослойке городских жителей. Поэтому пока не школа тяготеет к игре, а, наоборот, даже внеурочная деятельность превращается в подобие урока и по форме, и по содержанию.
Дискуссанты обратили внимание, что Edutainment не может охватить всё образование
Что дальше, после Кидзании, после 14 лет? Старшие подростки уже не так радуются возможности играть в ролевые игры, они хотят реально действовать, отсюда и деструктивное поведение.
Роберт Кунзман
профессор Школы образования Индианского университета в Блумингтоне
Профессор Кунзман предложил подумать о других формах подготовки к взрослой жизни для старших подростков. Например, развивать ученичество в разных профессиях. Это также поможет бороться с неравенством, когда школьники из бедных семей даже не думают о престижных специальностях.
Видеозапись вебинара здесь.
Презентация Гера Грауса «Schooling vs Education: Are they parts of a single ecosystem or the irreconcilable enemies?» (PDF, 8.29 Мб)
Гер Граус
Институт образования: приглашенный профессор
Косарецкий Сергей Геннадьевич
Центр общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского: Директор центра
Поливанова Катерина Николаевна
Центр исследований современного детства: Научный руководитель
Гер Граус
Институт образования: приглашенный профессор