«Проклятье» российского образования отменяется
«Разговоры о низкой отдаче нашего образования идут давно. Доходит до того, что получение диплома колледжа уже открыто объявляют экономически невыгодным делом. А рассказы о выпускниках вузов, которые не могут найти себе достойную работу, породили серьезные попытки ограничить высшее образование в нашей стране», – говорит Павел Сорокин, старший научный сотрудник Центра развития навыков и профессионального образования Инобра.
Почти все оценки отдачи для России выполнены на данных единственного источника – Российского мониторинга здоровья и экономического положения населения. Как доказывает в своем исследовании Ростислав Капелюшников, при этом не учитывались ограничения, связанные с этим источником. Данные нескольких альтернативных обследований позволили установить, что реальная отдача от образования достигает 12-13% – не ниже показателей развитых стран. Обучение в вузе увеличивает заработки примерно вдвое, в колледже – на 20-30%. Анализ альтернативных данных также показал, что на протяжении последних 15 лет отдача не снижалась, и тезис о сверхнизкой «окупаемости» российского образования можно отвергнуть.
«Вопрос об отдаче занимает ключевое место в современной образовательной политике. Ведь по теории человеческого капитала образование – это инвестиция, которая должна потом «отбиваться». Исследования Всемирного банка, например, показывают, что в развитых странах инвестировать в образование выгоднее, чем в недвижимость или ценные бумаги. Но, к сожалению, для России эти исследования показывали результаты, которые были гораздо ниже развитых стран, да еще и снижались со временем. Стали говорить о «проклятьи» образования в России. Исследование Ростислава Исааковича построено на тех же базовых (и, безусловно, корректных) принципах, что и исследования других авторитетных коллег, но с важными процедурными уточнениями и более широкой палитрой данных, что и обеспечило прорыв в понимании ситуации с отдачей на образование. Я уверен, эти результаты вдохнут новую жизнь в дискуссию о ценности образования в России», – считает Павел Сорокин.
Исследование Ростислава Капелюшникова «Отдача от образования в России: ниже некуда?» можно прочитать здесь.
Капелюшников Ростислав Исаакович
Центр трудовых исследований: Заместитель директора
Сорокин Павел Сергеевич
Центр развития навыков и профессионального образования: Старший научный сотрудник