• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Вузы готовят себе агентов

Студентов нужно учить предпринимательству – это поможет развивать их агентность, то есть умение быть активными, самостоятельными и менять мир под себя. Однако пока вузовские программы далеки от выполнения этих целей. То, чему учит высшая школа, похоже, скорее, на «квазипредпринимательство» – и это не только российская проблема. Ее изучил Павел Сорокин, старший научный сотрудник Центра развития навыков и профессионального образования.

Вузы готовят себе агентов

В статье «Трансформирующая агентность как предмет социологического анализа» он обратился к идеям американского социолога Джона Мейера и ряда других современных исследователей о том, какие навыки и умения, ценности и установки формирует и должно формировать современное образование. В этих теориях “агентность” рассматривается как действия, которые активный человек совершает, трансформируя сложившиеся правила, иерархии и вообще на то, «как принято». При этом, предполагается не только (и не столько) конфликтные, “революционные” действия, сколько естественная эволюция социальной системы, двигателем которой становится сам человек. По мнению Павла Сорокина, иначе теперь и нельзя: социологические теории говорят о кризисе традиционных структур в 21 веке. Последние 20 лет нестабильность растет во всем мире, как и неравенство, и социальные риски, а экономика и доверие политикам падает. Пандемия почти доконала старые правила: изменились и учеба, и работа, и досуг.

В этой ситуации агентность оказалась в дефиците. Как показали исследования Инобра, значительной части студентов было сложно самостоятельно организовать свою учебу: в марте об этом рассказали четверть студентов, в мае – уже треть. Потребность что-то срочно менять, не дожидаясь инструкций сверху, оказалась вызовом и для преподавателей, и для управленцев вузов. «Причем, востребованной оказалась не просто умение самому делать то, что раньше обеспечивалось контролем, но и способность делать это по-другому», – отмечает Павел Сорокин.

Поменялись и требования рынка труда. Уже не так нужны те, кто владеет узкими, но типовыми навыками. Растет интерес к «людям с уникальным портфолио», у которых есть неповторимый проектный опыт, даже если он неуспешный.

Автор рассматривает программы вузов с точки зрения того, способны ли они учить «трансформирующей агентности». Выдвигается предположение о том, что гуманитарные – в частности, социально-экономические специальности – приспособлены к этому лучше, чем технические. «Такая гипотеза может объяснить, почему в России расширение высшего образования за счет технических, инженерных направлений не привела к значимым трансформационным эффектам – например, в виде роста технологического предпринимательства», – сказано в статье.

Предпринимательские курсы в вузах могут (и должны) формировать навыки агентности, но пока не справляются с этой задачей. Нет общепринятой теоретической рамки – как формируются компетенции предпринимателя. Не различаются два типа проектной работы: та, которая делается по шаблону, и та, которая требует разработать собственный подход. Студентов учат скорее угодить преподавателю как «внутреннему заказчику» (автор называет это квазипредпринимательством), чем внешнему рынку.

Вузам нужно пересмотреть суть предпринимательских курсов. В новом качестве они помогут студентам стать более самостоятельными в любой сфере – не только в бизнесе.

Статья Павла Сорокина опубликована в «Вестнике РУДН» (социология), входящем в Q2 Scopus, прочитать ее можно здесь.