• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Врачи и художники не увидели будущего в онлайне

Еще когда началась пандемия, западные эксперты предложили с осторожностью использовать термин «дистанционное обучение». В некоторых случаях корректнее называть то, что происходило, термином Emergency Remote Teaching – экстренное удаленное преподавание. Это вполне применимо к опыту студентов прикладных специальностей, которые оказались в самой тяжелой ситуации в условиях пандемии. Об этом пишут сотрудники Центра социологии высшего образования Ульяна Захарова, Ксения Вилкова и директор Института дистанционного образования Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Геннадий Егоров. Их статья «Этому невозможно обучить онлайн» опубликована в новом номере журнала «Вопросы образования».

Врачи и художники не увидели будущего в онлайне

На основании интервью можно сказать, что студенты медицинских и инженерных специальностей, а также факультетов и институтов искусств почти не вынесли из дистанта позитивного опыта. Прошлой весной почти вся практическая часть учебы в этих вузах была свернута. Из-за локдауна медики не могли попасть в на практику в клиники, художники в мастерские к своим работам, а инженеры – в лаборатории и к компьютерам с нужным ПО (впрочем, инженеров ограничения коснулись в меньшей степени). Многое в этих программах построено на наблюдениях за тем, что делает преподаватель, постоянной поддержке от наставника и тактильной практике. Но дело, как оказалось, не только в этих объективных ограничениях.

Новые технологии в принципе не особо активно применялись в таких вузах до пандемии – возможно, как раз из убеждения, что «всё можно сделать только руками». Даже та часть учебы, которая не связана с практикой, оставалась «ламповой» – как правило, максимум, что применялось, электронная почта или PowerPoint. Случаи, когда на занятии включали видеозапись операции или предлагали ознакомиться с работой на симуляторе, были так редки, что особенно запомнились студентам.

В результате во время пандемии даже теоретическая часть курсов хромала. В интервью студенты жаловались, что их заваливают избыточным чтением по принципу «лишь бы чем-то занять», подолгу не могли связаться с преподавателями, чтобы уточнить что-нибудь, говорили о «недобросовестности» педагогов, не привыкших работать онлайн.

Для практической части решений вовсе не нашли. Выкручивались по-разному: для одних групп практику переносили на будущее, для других исключали её из программы и аттестации. Действительно, адекватных цифровых замен офлайну в таких сферах еще очень мало, но это не значит, что их вообще нет. В прикладных вузах мало использовали те технологии, которые все-таки можно было найти. Сыграла роль недостаточная компетентность и студентов, и преподавателей, и администраторов.  

В интервью, которые делали авторы исследования, звучат скептические оценки онлайн-учебы в принципе.  Некоторые студенты отмечали, что в новом учебном году будут вынуждены потратить много времени на восполнение пропущенных практических занятий в мастерских и лабораториях. «Активно обсуждаемое мнение, что резкое увеличение доли дистанционной работы в образовании станет новой нормой, не находит отклика среди информантов», – сказано в статье. 

Студенты полагают, что лучшее применение дистанционному обучению найдется в преподавании непрофильных теоретических дисциплин.  Детальный анализ опыта и оснований для отношения студентов прикладных направлений и их преподавателей к удаленному обучению – перспективное направление новых исследований», – заключают авторы.

Статью можно прочитать здесь.