Дистант выставляет проблемы студентов напоказ
В статье использованы данные опроса 11,5 тысяч очных и очно-заочных учащихся вузов, который проводился в прошлом году командами Инобра и нескольких других российских университетов. Его результаты показывают, что 12% малообеспеченных студентов не имели никакой техники для дистанционной учебы, кроме мобильного телефона, который не всегда подходит для существующих учебных программ. Без каких-либо технических сложностей учились почти 80% обеспеченных респондентов и только 63% студентов с низким социально-экономическим статусом.
Выявлено много других факторов, которые повлияли на неравенство. Так, в низкодоходной группе большая доля тех, кому сложно учиться дома (31%) и кто не может найти оптимальное место для занятий (53%). Им не хватает навыков учебы в онлайне. Выше доля тех, кому сложно уточнять информацию у преподавателей или искать ее самостоятельно (26% против 20% в более обеспеченной группе). Студентам из низкодоходных семей сложнее учиться самостоятельно (трудности у 30%, среди более обеспеченных студентов – у 22%). Больше проблем в освоении интерфейса программ (18% против 12%).
Причиной могут быть индивидуальные различия в пользовании интернетом, которые давно выявлены социологами: уровень образования и финансового благополучия человека взаимосвязано с тем, как он использует глобальную сеть для работы и учебы – или для развлечений.
Сейчас, когда вынужденный дистант для большинства закончился, идет много дискуссий о том, каким будет высшее образование дальше – как лучше сочетать онлайн и офлайн и применять технологии уже вне экстренных обстоятельств. Но чтобы новый опыт был успешным, нужно учесть ошибки 2020 года и найти решения проблем, выявленных дистантом.
Авторы статьи дают советы работникам высшего образования – как сглаживать неравенство при онлайн-учебе. В частности, преподавателям стоит учитывать технические ограничения как в разработке занятий (часть студентов может использовать мобильные телефоны), так и при их проведении (например, не требовать включения камеры, если это возможно). Вузам стоит учесть, что даже продвинутым пользователям из числа студентов может быть сложно «переключиться» на образовательные платформы. Помогут короткие адаптивные курсы и разного рода инструкции по освоению новых практик. Также, возможно, вузам не стоит увлекаться многообразием платформ и программ.
Статью «Образовательное неравенство в условиях пандемии COVID‑19: связь социально-экономического положения семьи и опыта дистанционного обучения студентов» можно прочитать здесь.
Бекова Сауле Каэржановна
Центр социологии высшего образования: Младший научный сотрудник
Малошонок Наталья Геннадьевна
Центр социологии высшего образования: Старший научный сотрудник
Терентьев Евгений Андреевич
Центр социологии высшего образования: Директор центра