• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Вузам пора объединяться в сеть

Во всем мире есть высокоселективные вузы, которые привлекают самых талантливых студентов, и университеты, где учатся все остальные. В России эта разница, которую ученые называют вертикальной дифференциацией, еще и закреплена статусом федеральных, опорных университетов, НИУ и Проектом 5-100. Пандемия явно проявила эти различия и сделала их опасными для регионов. Исследователи из лаборатории «Развитие университетов» Инобра и УрФУ изучили, какие последствия она может иметь для разных сегментов вузов. Статья вышла в «Вопросах образования».

Вузам пора объединяться в сеть

К началу пандемии ведущие вузы уже активно создавали свою цифровую среду. В первые же дни и недели им удалось наладить коммуникацию сотрудников и студентов с помощью LMS и платформ, с малыми потерями перейти в дистант, создавать и запускать цифровой контент. Локдаун дал им возможность опробовать новые компетенции. Проблемы с техникой, качеством связи, неготовностью работать в дистанте, в основном, затронули массовые университеты.

В результате лучшие вузы усилили позиции, а для остальных пандемия может иметь долгие негативные последствия. В частности, больше трети ректоров ожидают, что бюджет их организаций уменьшится более чем на 10%. «Сильнее всего сократятся бюджеты небольших вузов, тех, которым недостало ресурсов и компетенций на полноценную адаптацию к новым условиям. В результате можно ожидать усиления вертикальной дифференциации системы образования», – сказано в статье.

Это грозит ухудшением положения многих регионов, особенно тех, где нет вузов с особым статусом. В 65 субъектах и до пандемии нарастала образовательная миграция. А некоторые удаленные регионы ежегодно теряли до 30-40% выпускников школ.

Авторы статьи предлагают развивать кооперационную сеть – связать разрозненные до сих пор вузы мерами взаимопомощи. Такой путь подсказали действия самих университетов во время пандемии. Многие из них делились друг с другом онлайн-курсами – это стало распространенным способом  поддержки.

Первая мера, которая поможет вузам помочь друг другу – устранение инфраструктурного неравенства. Нужен аудит всех имеющихся у университетов мощностей и оптимизация их работы. Также можно организовать совместное использование инфраструктуры несколькими вузами.

Вторая мера – доступ к передовым наработкам друг друга. Авторы предлагают создать единую платформу тренажеров, симуляторов и других цифровых технологий. 

Третья возможная мера – скорректировать сами принципы высшего образования в России. Более гибкая система контрольных цифр приема создаст для выпускников школ стимулы оставаться на малой родине. А правительства регионов, крупные предприятия и другие стейкхолдеры могли бы усилить свои университеты, если создать для этого правовые условия.

 

Статью Виктора Кокшарова, Даниила Сандлера, Павла Кузнецова, Александра Клягина и Олега Лешукова можно прочитать здесь.