• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Не подражайте городу: сектору дополнительного образования на селе надо найти свою уникальность

Возможности для сельских и городских школьников не равны – это не секрет. Разная инфраструктура, разный уровень доходов, образования семей и т.д. – барьеры, которые непросто перепрыгнуть. Неудивительно, что и охват программами дополнительного образования в городе и сельской местности разный. Но если грамотно выделить сильные и слабые места сельского допобразования и понять, над чем работать, то этот разрыв можно сократить. Такой анализ сделали сотрудники Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Константин Анчиков, Михаил Гошин и Сергей Косарецкий в статье «Дополнительное образование сельских детей: доступность, содержание и формы». 

Не подражайте городу: сектору дополнительного образования на селе надо найти свою уникальность

В чем сельский и городский секторы схожи – так это в уровне охвата теми дополнительными занятиями, которые проводятся в стенах школы. А также по охвату физкультурно-спортивными видами занятий и туризмом (по последнему пункту сельское образование даже превосходит городское). Но различий, конечно, гораздо больше. Прежде всего, в уровне вовлеченности детей в занятия вне школы (в сельской школе она в разы ниже, как, кстати, и показатели, связанные с занятиями с репетиторами). В сегменте 12-14 лет подростки примерно в равной степени охвачены допобразованием что в городе, что на селе. А вот в группе 7-10 лет жизнь совершенно разная: в городе это самая активная категория детей, посещающих кружки, а на селе наоборот – в область дополнительного образования приходят позже.

«Данные статистики показывают рост охвата сельских школьников программами технической направленности. Кажется ценным расширение спектра адресных решений для сельских школьников и по другим направленностям», – сказано в статье. Авторы советуют больше использовать ресурсы сетевых программ (динамика изменения охвата ими похожа и в селе, и в городе). Выделяют перспективные проекты – это «Точки роста» на базе школ для расширения доступа к техническим и естественнонаучным дисциплинам и «Новые места для дополнительного образования детей». Расширяя спектр дополнительных занятий, важно не копировать решения городских школ, а учитывать «уникальные возможности сельских школ в организации культурных и физкультурно-спортивных мероприятий. Разрабатывать набор моделей дополнительного образования с учетом уклада сельской школы, особенностей социума, запросов детей, семей и местного сообщества».

Прочитать статью можно здесь