• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Инобр выпустил азбуку работы с данными

«Управлять надо на основе данных» — этот тезис все уже знают, как «отче наш», но он странно воплощается в жизнь. Одни управленцы продолжают опираться скорее на убеждения и мнения, по-старинке. Другие готовы работать по-новому и сами идут осваивать сложные методы анализа или же заказывают дорогостоящий сбор «с нуля». При том, что в том же образовании множество данных уже есть — они буквально под ногами, но используют их в лучшем случае как цифры для отчетов. На программе «Управление образованием» предлагают золотую середину — здесь разработали методику грамотного и пошагового знакомства с данными. Она позволит и принимать решения на основе доказательного подхода, но не делать сложные исследования самому, если нет компетенций, и не заказывать лишнего. Эта разработка воплотилась в курс «Методы социальных исследований» для прикладных магистратур. Подробное описание курса издано в методической серии Инобра.

Инобр выпустил азбуку работы с данными

«Традиционно в образовании обсуждаются именно сами изменения: новые программы и стандарты, новые варианты учебных планов, поддержка учеников, требующих пристального педагогического внимания... Гораздо реже обсуждаются результаты и эффекты таких интервенций, а если и обсуждаются, то, как правило, вприглядку: стараемся сделать лучше, стало быть, и становится лучше», — так описывает проблему Катерина Поливанова, ординарный профессор Вышки, во вступительном слове к книге. Она напоминает, что новый профстандарт требует от выпускника прикладной управленческой магистратуры работы с данными, но «управленец заведомо не может стать профессионалом в этой сфере. Предлагаемый курс — вариант разрешения этого противоречия. Нужно стать заказчиком заказчиком данных». 

Начинается, как и положено азбуке, с самых азов. Студенты знакомятся с доказательным подходом — сначала смотрят несколько лекций от практиков и обсуждают, какие данные и как использовали лекторы, что и чем иллюстрировали и обосновывали. Затем предстоит увлекательная игра — отделение мифов от правды в утверждениях типа «Большинство родителей считают, что дистант дается их детям тяжело». Затем — составление дайджестов…

Так, постепенно усложняясь, курс движется к тому, что студенты знакомятся с дизайном и методами исследований, способами сбора данных, их анализом и интерпретацией. На каждом этапе это практическая работа (курс строится по принципу перевернутого класса), индивидуальная или групповая, благодаря которой управленец понимает: данные какого типа ему будут нужны для решения той или иной задачи, где их взять, кого привлечь в качестве исполнителя и как грамотно сформулировать задание. Понимая, какие методы здесь подходят, а какие нет, заказчик сможет адекватно оценить работу исполнителя. Студенты и сами проходят путь исследователя, но, как правило, это репликация уже существующих работ.

Пособие «Дизайн и преподавание дисциплины «Методы социальных исследований» в прикладной магистратуре» подготовили Татьяна Хавенсон, Мария Озерова и Ксения Вилкова. Оно издано в серии «Подготовка профессионалов для нового образования» и будет полезно для управленческих магистратур. Скачать его можно здесь