• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Нужна ли «цифра» в садике?: пока эксперты и родители спорят, дошкольники осваивают гаджеты сами

80% детей дошкольного возраста используют интернет, четверть играет в онлайн-игры, треть общается в мессенджерах. Половина делает это без контроля со стороны старших. Хорошо это или плохо? — единого мнения нет ни у экспертов, ни у родителей. Последние чаще беспокоятся, что ранняя цифровизация вредна, дети слишком много времени проводят перед экранами, а вред от смартфонов превосходит пользу. Возможно, так и есть. Но ситуацию, когда дети дома так близко знакомятся с гаджетами, а в садике эта сторона жизни почти совсем не учитывается, тоже вряд ли можно назвать благополучной. Тем более, это усиливает неравенство. Что может сделать сектор дошкольного образования для выравнивания цифрового «перекоса»? Идеи предлагают Яна Михайлова и Анастасия Нисская из Центра исследований современного детства — их работа издана в серии бюллетеней Мониторинга экономики образования.

Нужна ли «цифра» в садике?: пока эксперты и родители спорят, дошкольники осваивают гаджеты сами

© AI

Авторы исследуют технологическую среду «дошколки» и приходят к выводу, что садики если и цифровизируются, то для взрослых. Образовательные программы не предполагают знакомство детей с гаджетами (хотя они давно знакомы) и работу с информацией. Оборудование и программное обеспечение (часто невысокого качества) позволяют разве что включать видео и аудио, мало подходят для самих детей и не вносят вклад в развитие их цифровой грамотности.

Исследование показало, что среди педагогов есть запрос на то, чтобы повышать квалификацию в этой области и делать что-либо для повышения цифровой грамотности детей (такие шаги предпринимает пока только каждый десятый педагог). Но и эти усилия не заметны родителям: «в большинстве семей считают, что освоение цифровых технологий детьми в саду никак не поддерживается. При этом родители не стремятся к изменению такого положения вещей». 

Яна Михайлова и Анастасия Нисская пишут, что нужен «системный взгляд на использование дошкольниками компьютеров и гаджетов, согласованность представлений родителей и педагогов об опыте детей в этой области»: только тогда можно будет вместе создавать полезную и безопасную среду. Для этого предлагается наладить диалог родителей и дошкольных организаций, чтобы понять, как развивать или ограничивать цифровую среду ребенка (сейчас такого контакта нет, гаджеты считаются чисто семейным делом). Родителей нужно просвещать о мерах безопасности в сети, педагоги нуждаются в профильных курсах повышения квалификации, а детские сады — в той технике и ПО, в пользу которых выскажутся семьи и воспитатели, и в назначении компетентного сотрудника, который будет курировать «цифру». 

Прочитать бюллетень можно здесь