Нужна ли «цифра» в садике?: пока эксперты и родители спорят, дошкольники осваивают гаджеты сами
Авторы исследуют технологическую среду «дошколки» и приходят к выводу, что садики если и цифровизируются, то для взрослых. Образовательные программы не предполагают знакомство детей с гаджетами (хотя они давно знакомы) и работу с информацией. Оборудование и программное обеспечение (часто невысокого качества) позволяют разве что включать видео и аудио, мало подходят для самих детей и не вносят вклад в развитие их цифровой грамотности.
Исследование показало, что среди педагогов есть запрос на то, чтобы повышать квалификацию в этой области и делать что-либо для повышения цифровой грамотности детей (такие шаги предпринимает пока только каждый десятый педагог). Но и эти усилия не заметны родителям: «в большинстве семей считают, что освоение цифровых технологий детьми в саду никак не поддерживается. При этом родители не стремятся к изменению такого положения вещей».
Яна Михайлова и Анастасия Нисская пишут, что нужен «системный взгляд на использование дошкольниками компьютеров и гаджетов, согласованность представлений родителей и педагогов об опыте детей в этой области»: только тогда можно будет вместе создавать полезную и безопасную среду. Для этого предлагается наладить диалог родителей и дошкольных организаций, чтобы понять, как развивать или ограничивать цифровую среду ребенка (сейчас такого контакта нет, гаджеты считаются чисто семейным делом). Родителей нужно просвещать о мерах безопасности в сети, педагоги нуждаются в профильных курсах повышения квалификации, а детские сады — в той технике и ПО, в пользу которых выскажутся семьи и воспитатели, и в назначении компетентного сотрудника, который будет курировать «цифру».