На аспирантуру не остается сил: маленькие стипендии заставляют молодых ученых искать подработку
Главный негативный эффект один: на диссертацию и учебу не хватает времени, внимания и сил. Сочетать сложно, отсюда и низкие показатели российской аспирантуры по количеству защит, прошедших в срок. Не совмещать тоже сложно, потому что стипендии символические, и даже на повышенные грантовые, как правило, не проживешь.
Впрочем, не все виды занятости одинаково вредны. Работа на исследовательских позициях только способствует скорой защите диссертации. Однако счастливчиков немного: чаще всего аспиранты работают на фултайм вне вуза (34%). Лишь 17% трудоустроены в вузе на полный рабочий день, но и среди них исследованиями занята лишь половина, остальные только преподают или занимают административные должности. Ни то, ни другое не помогает в подготовке диссертации.
Чем помочь тому большинству, чья работа только мешает выходу на защиту? Гранты и стипендии — очевидный ответ, но понятно, что финансовые возможности вузов ограничены. Сауле Бекова обращает внимание на то, что на совмещение идут не только из-за денег: «трудоустроенные аспиранты, особенно работающие полный день, лучше представляют себе свою будущую карьеру… Исследования показывают, что в целом карьерные траектории после выпуска — это один из наиболее острых вопросов для аспирантов во всем мире». Вузы могли бы решить эту проблему, если бы помогли аспирантам сориентироваться на рынке труда — для этого стоит присмотреться к опыту западных университетов, где создаются карьерные центры.
Еще одним шагом поддержки могли бы стать специальные проекты подключения тех аспирантов, кто занят административной работой в вузе или преподает, к научным исследованиям. Такие проекты уже есть, но они единичны.
Наконец, далеко не все аспиранты мечтают о карьере исследователя, и это тоже стоит учитывать. Тем, кому кандидатская «корочка» нужна для преподавания, могли бы помочь профессиональные степени в области образования. И в принципе система профессиональных степеней перспективна: «Диверсификация программ — это отнюдь не путь к снижению качества аспирантского образования. Напротив, создание прозрачной типологии программ и степеней помогло быть учесть более широкий круг потребностей аспирантов, особенности различных дисциплин. Можно разрабатывать программы, отвечающие потребностям в высококвалифицированных специалистах не только со стороны академической сферы, но и более прикладных областей».
Прочитать доклад «Совмещение учебы в университете и работы: от бакалавриата до аспирантуры» можно здесь
Бекова Сауле Каэржановна