• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

На аспирантуру не остается сил: маленькие стипендии заставляют молодых ученых искать подработку

Время, когда люди сначала учились в вузе, а потом работали, осталось в далеком прошлом. Сейчас даже на первом курсе бакалавриата каждый пятый имеет постоянную работу. К первому курсу магистратуры постоянно работают уже 63%. В аспирантуре — 90%. Ситуация проанализирована в бюллетене Мониторинга экономики образования, составленном Сауле Бековой (на момент подготовки доклада научным сотрудником Центра социологии высшего образования). То, что аспирант не может всецело посвятить себя будущей диссертации — реальность, к которой нужно подстраиваться: автор предлагает решения, как снизить негативные эффекты совмещения работы с учебой в аспирантуре.

На аспирантуру не остается сил: маленькие стипендии заставляют молодых ученых искать подработку

© AI

Главный негативный эффект один: на диссертацию и учебу не хватает времени, внимания и сил. Сочетать сложно, отсюда и низкие показатели российской аспирантуры по количеству защит, прошедших в срок. Не совмещать тоже сложно, потому что стипендии символические, и даже на повышенные грантовые, как правило, не проживешь. 

Впрочем, не все виды занятости одинаково вредны. Работа на исследовательских позициях только способствует скорой защите диссертации. Однако счастливчиков немного: чаще всего аспиранты работают на фултайм вне вуза (34%). Лишь 17% трудоустроены в вузе на полный рабочий день, но и среди них исследованиями занята лишь половина, остальные только преподают или занимают административные должности. Ни то, ни другое не помогает в подготовке диссертации. 

Чем помочь тому большинству, чья работа только мешает выходу на защиту? Гранты и стипендии — очевидный ответ, но понятно, что финансовые возможности вузов ограничены. Сауле Бекова обращает внимание на то, что на совмещение идут не только из-за денег: «трудоустроенные аспиранты, особенно работающие полный день, лучше представляют себе свою будущую карьеру… Исследования показывают, что в целом карьерные траектории после выпуска — это один из наиболее острых вопросов для аспирантов во всем мире». Вузы могли бы решить эту проблему, если бы помогли аспирантам сориентироваться на рынке труда — для этого стоит присмотреться к опыту западных университетов, где создаются карьерные центры.

Еще одним шагом поддержки могли бы стать специальные проекты подключения тех аспирантов, кто занят административной работой в вузе или преподает, к научным исследованиям. Такие проекты уже есть, но они единичны.

Наконец, далеко не все аспиранты мечтают о карьере исследователя, и это тоже стоит учитывать. Тем, кому кандидатская «корочка» нужна для преподавания, могли бы помочь профессиональные степени в области образования. И в принципе система профессиональных степеней перспективна: «Диверсификация программ — это отнюдь не путь к снижению качества аспирантского образования. Напротив, создание прозрачной типологии программ и степеней помогло быть учесть более широкий круг потребностей аспирантов, особенности различных дисциплин. Можно разрабатывать программы, отвечающие потребностям в высококвалифицированных специалистах не только со стороны академической сферы, но и более прикладных областей».

Прочитать доклад «Совмещение учебы в университете и работы: от бакалавриата до аспирантуры» можно здесь