• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Все равно списывают: как ученики воспринимают «перевернутый класс» и другие новации

После пандемии школа быстро меняется. Всё популярнее различные модели смешанного обучения такие, как «перевернутый класс», «ротация станций»… Последние оказались предметом исследования аспирантки Инобра Мадины Давлатовой, результаты которого опубликованы в журнале «Педагогика и психология образования». Мадина провела исследование мнений нескольких десятков учителей, применяющих эти модели в школах разных российских городов. А также — анонимный опрос 300 учеников, которые учатся в их классах. Сопоставление ответов позволило понять, в чем педагоги идеализируют эффекты методик, а в чем впечатления учителя и класса совпадает.

Все равно списывают: как ученики воспринимают «перевернутый класс» и другие новации

© AI

Общее ощущение педагогов — «перевернутый класс» и «ротация станций» заметно повышают уровень чувства ответственности учеников, сознательного отношения к учебе. В том числе, по мнению учителей, это проявляется в снижении уровня академического мошенничества. Здесь педагоги могут несколько идеализировать реальность: анонимный опрос их учеников показал, что готовые домашние задания все равно используют более половины класса (16% — систематически). 

Но в целом повышение уровня ответственности, похоже, есть — о нем говорят 43% учеников. Данные исследования «позволяют сделать вывод, чем больше ученики будут самостоятельно изучать материал, тем лучше будут понимать изучаемый предмет и будут формировать более ответственное отношение к обучению в целом», — пишет автор статьи.

Возможно, учителя даже недооценивают эту самостоятельность, потому что говорили о нежелании многих воспитанников работать самим и отсутствии навыков для этого. При этом почти 70% учеников отметили, что предпочли бы первичное самостоятельное знакомство с материалом без участия учителя. Больше половины детей хотели бы менять типы активности в ходе урока, работать в группах, больше половины хотели бы услышать от педагога объяснение материала — словом, оптимальным видится некое сочетание традиционного и инновационного форматов. Этого как раз можно добиться с помощью «ротации станций». 

А что касается цифровых технологий, то при в целом положительном отношении к ним со стороны большинства — ученики гораздо больше значения придают атмосфере в классе, чем «цифре». «Обобщая эти данные, мы можем отметить невысокую эффективность использования различных средств обучения и типов заданий в условиях отсутствия благоприятной и безопасной атмосферы», — заключает Мадина Давлатова.


Прочитать статью «Смешанное обучение в российской школе: как меняется проектирование образовательного процесса» можно здесь