• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Чем дальше — тем тревожнее: как меняется чувство благополучия студентов за время учебы

Еще недавно тема психологического благополучия не была в фокусе внимания исследователей образования и вузовских управленцев. Многое изменила пандемия, которая обострила склонность студентов к стрессам и депрессиям. В этом году вопросы благополучия стали главными на конференции исследователей высшего образования, а теперь их обсудили и на вторничном семинаре Инобра, совмещенном с семинаром стратегического проекта «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире». Психологи Мария Чумакова и Василий Костенко измерили, как меняется картина благополучия на материалах вышкинского Мониторинга студенческой жизни за последние четыре года. 

Как это часто бывает, у экспертов есть хорошая и плохая новости. Хорошая: самочувствие студентов не зависит от подразделений, программ или направлений, то есть, по крайней мере, у Вышки нет факультетов, которые нагоняли бы тоску. Плохая: чем дольше студенты учатся, тем неувереннее себя чувствуют.

Чем дальше — тем тревожнее: как меняется чувство благополучия студентов за время учебы

© AI

СЧАСТЬЕ НЕ В ОЦЕНКАХ

Современная психологическая наука считает, что студенческий возраст — это «становящаяся взрослость», emerging adulthood, и вопросы психического здоровья в этом возрасте стоят крайне остро. Исследования показывают, что 7% в этой категории имеют высокие риски депрессии, 10% — тревожных расстройств, 5% склонны к употреблению психотропных веществ, всё это выше, чем в среднем по популяции.

Если по-простому, ключевой вопрос исследования, построенного на показателях студентов Вышки — «что делает их счастливыми?», и нужно учитывать, что это вопрос о субъективной реальности каждого, а не об объективных факторах. Важно «поймать» ощущения, связанные с университетом и его средой. На семинаре обсуждались первые эмпирические результаты и намечались направления дальнейшей работы.

«Традиционно мы в первую очередь осмысливаем студенческую среду через академические достижения. Учатся, не учатся, какие оценки получают? Но оказывается, что вклад в благополучие вносит не академическая сторона, а средовые факторы. Благополучие напрямую связано с достижением личных, а не академических целей, которые ставит студент».

Костенко Василий Юрьевич
старший научный сотрудник Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации НИУ ВШЭ

Ключевым вопросом, таким образом, оказывается мотивация, которая может быть внешней и внутренней. К внешней относится всё, что связано с ожиданиями родителей, получением диплома, построением карьеры и т.д., внутренняя — с удовольствием от самой учебы, интересом, желанием прокачивать себя. 


ОБНАРУЖЕНА ГРУППА РИСКА

Мониторинг студенческой жизни проводится в Вышке несколько лет. Вопросы, связанные с адаптацией в университете, мотивацией были в нем всегда. В некоторые годы прибавлялись или убирались блоки вопросов, связанных напрямую с тревогой, угрозой депрессии, заботой о здоровье. Работая с анонимизированными данными за 4 года, психологи разделили срезовые и лонгитюдные потоки. Срезовые (их большая часть, 13 тыс. из 17,9 тыс. ответов) — те, что давались однократно. Лонгитюдные данные — те ответы, которые один из тот же человек давал на протяжении нескольких лет.

В соответствии с ответами психологи разделили «срезовых» респондентов на три группы. У первой — высокое ощущение принятия, безопасности и преобладает внутренняя мотивация к учебе. Студенты из второй группы также ощущают себя комфортно в университете, а внутренняя и внешняя мотивация примерно на равных. Третью группу отличает низкий уровень принятия, безопасности, здесь преобладает внешняя мотивация к учебе. 

«Для третьей группы уровень тревоги в среднем оценивается в 45 баллов — это нижняя граница высокой тревожности. Показатель по депрессии поспокойнее, 8 баллов (уровень средней депрессии начинается от 11 баллов), но это не полное благополучие и даже не легкая депрессия, а уже движение к вполне уверенной. Это потенциальные клиенты психологов. То есть мы можем задуматься о неблагополучном состоянии этой группы студентов и сделать вывод, что сочетание преобладающей внешней мотивации учиться и низкого уровня принятия, безопасности становится маркером группы риска».

Чумакова Мария Алексеевна
руководитель департамента психологии Факультета социальных наук НИУ ВШЭ

«ДЕПРЕССИВНЫХ» ФАКУЛЬТЕТОВ НЕТ

Как студенты попадают в группу риска? Ученые предложили несколько гипотез. Для этого данные были проверены с помощью пяти моделей — проверялось влияние курса (года обучения), финансового вопроса (студент бюджетный или коммерческий?), гражданства (россиянин или иностранец?), пола и собственно различных факультетов и направлений. 

Как выяснилось, последнее не влияет на результат: подтверждено, что психологическое неблагополучие не связано с какими-либо конкретными специальностями, программами, подразделениями. Мария Чумакова назвала это хорошей новостью, подтверждающей единство образовательной среды Вышки и «отсутствие критических кейсов, перекосов».

Большинство других факторов, проверявшихся в исследовании, также не влияли на результат системно, кроме одного — курса (года обучения).  

«Мы видим увеличение риска попадания в неблагополучную группу с течением времени — от ранних к поздним курсам обучения. И это настораживает. Возникают две гипотезы, которые надо проверять. Первая: естественная история развития, движения к рынку труда и самостоятельной жизни, это вызывает у студента тревогу. Вторая гипотеза более пугающая: возможно, в нашей образовательной среде присутствуют факторы, которые сдвигают студентов от благополучия. Не хотелось бы, чтобы она подтвердилась, но озвучить ее необходимо»

Чумакова Мария Алексеевна
руководитель департамента психологии Факультета социальных наук НИУ ВШЭ

В ПОИСКЕ ИНТЕРВЕНЦИЙ

В лонгитюдной части исследование студентов разделили на пять групп: тех, кто все эти годы показывал стабильное благополучия, тех, кто был и остался в зоне риска, и тех, кто перемещался из одной категории в другую в течение времени (несколько групп, потому что несколько вариантов перемещения).

Внешняя мотивация к учебе оказалась стабильна для всех групп респондентов. Кстати, это опровергает опасения преподавателей, которыми те делятся в кулуарах — что студенты «всё больше борются за баллы, ориентируются на рейтинг». По крайней мере, в горизонте нескольких лет здесь для студентов ничего не меняется.

Внутренняя мотивация меняется, и это можно связать с приведенными выше результатами о риски постепенного ухудшения психологического благополучия. Внутренняя мотивация постепенно снижается и во время учебы в бакалавриате, и при переходе в магистратуру. Ощущение принятия и безопасности постепенно снижается во время учебы в бакалавриате, но повышается при переходе в магистратуру. Дальнейшее прояснение этих трендов — задача дальнейших исследований.

В этом важно разобраться, потому что благополучие можно рассматривать как психологический коррелят успешности (быть успешным — значит комфортно себя чувствовать). Одна из задач стратегического проекта — развивать методики достижения успеха, и в этом контексте важно выявлять факторы, влияющие на снижение благополучия студентов, и думать над их профилактикой.

«По результатам исследования ситуация выглядит так, что поддержка внутренней мотивации, поддержка ощущения принятия и безопасности могут быть нашими «мишенями» в поддержке студентов. Необходимо защитить их, снизить вероятность попадания в группу риска. Разработка такой профилактики — наша задача на ближайшие два года. Будем пробовать вводить интервенции, направленные на поддержание этих параметров». 

Чумакова Мария Алексеевна
руководитель департамента психологии Факультета социальных наук НИУ ВШЭ 

Видеозапись

Презентация (PDF, 2.66 Мб)