Не в пятерках счастье: советы родителям, как помочь ребенку адаптироваться к школе
СОСРЕДОТОЧЬТЕСЬ НА SOFT SKILLS
Татьяна Канонир рассказала об исследованиях удовлетворенности школой: они показывают, что для большинства она, в принципе, может считаться «вторым домом», детям там, как правило, хорошо. Плохо 15-20%, и важно увидеть этих детей, чтобы им помочь. Благополучие в школе исключительно важно в том числе и потому, что влияет затем на успехи в карьере, стабильность семейных и дружеских отношений и даже на здоровье.
«Для нас обычно благополучный школьник — тот, кто хорошо учится. Но исследования показывают, что связь между достижениями ребенка и ощущением счастья довольно слабая. Для исследователей это, может быть, и печальная новость, а для родителей хорошая. Значит, независимо от того, как хорошо я учусь, я могу чувствовать себя в школе хорошо».
Гораздо сильнее на уровень благополучия влияет уровень социально-эмоциональных навыков (soft skills). Несколько советов для родителей:
— Важно разобраться, насколько эти навыки развиты у вас: чему мы можем научить ребенка, если сами не понимаем, что чувствуем в тот или иной момент?
— Можно учить ребенка остановиться, сделать паузу, подумать, что он сейчас чувствует. Это помогает сделать перерывы между разными занятиями: например, он прибежал разгоряченный после игры делать уроки.
— Навыки планирования лучше развивать доступными средствами: например, нарисовать ребенку шпаргалку в виде комикса — как собирать портфель.
— Важно развивать привычку заботиться о своем здоровье, прислушиваясь к себе: если устал — дать возможность себе отдохнуть, чтобы не заболеть.
НЕ ДОВОДИТЕ ДО ДИАГНОЗОВ
Психолог Елена Божкова (Приволжский исследовательский медицинский университет) рассказала о медицинских аспектах адаптации к школе. Родители часто жалуются как раз не на успеваемость, а на то, что ребенку сложно наладить отношения с окружающими, не может найти друзей, встроиться в коллектив — всё это признаки дезадаптации.
«Адаптация длится по-разному, нормальный срок — полгода. Если процесс затягивается или появляются выраженные нарушения, родителям стоит задуматься. Нарушения — это и поведенческие, и сложности в учебе, и частые болезни, и вдруг возникшая конфликтность»
Божкова Елена Димитрова
Заведующая кафедрой общей и клинической психологии Поволжского исследовательского медицинского университета
Симптомы некоторых расстройств не должны пугать: это не диагнозы, а еще только риск состояний, которые могут привести к нарушениям. Поэтому лучше обратиться за консультацией к психологу или неврологу.
Так, об опасности синдрома дефицита внимания с гиперактивностью сигнализируют ситуации, когда ребенок допускает много ошибок, не слушает обращенную к нему речь, не может придерживаться инструкций, часто отвлекается, проявляет забывчивость и теряет свои вещи. «Это таким детям педагог в школе говорит, мол, разве что голову дома не забыл. Им приходится сложно в условиях дисциплины».
Частое плохое настроение, страх проверки домашнего задания, учебных неудач и выступлений (общественных мероприятий) может сигнализировать об опасности невротических расстройств — еще такие дети грызут ногти или карандаши. Частые болезни, особенно перед контрольными, могут говорить об угрозе соматоформных расстройств, а еще одной опасностью остается дислексия и дисграфия — то, что сейчас почти не выявляется до школы.
«Чем может помочь педагог? Тем, что будет понимать, что ребенок не невоспитанный, не глупый, а дезадаптированный. Если учитель грамотно подойдет, то обратит внимание родителей и сам применит нужные педагогические приемы. Знаю историю одного ответственного ученика, который неплохо справлялся, но не мог читать — терялся. Учитель выяснил, что это астигматизм — школьник не видел текст из-за наклона парты. Ребенок не мог об этом сказать: все же видят, почему я не вижу? Главное, чтобы педагог вовремя понял, что что-то не так».
Божкова Елена Димитрова
Заведующая кафедрой общей и клинической психологии Поволжского исследовательского медицинского университета
НЕУДАЧА — НЕ КОНЕЦ СВЕТА
На фестивале много говорили о самоэффективности — вере человека в свою способность добиться успеха при выполнении определенной задачи. Это она трансформируется в самооценку и в успешность в школе. Для школьников она многообразна: от способности решить пример до умения завязать шнурки.
«Исследования показывают, что дети с высокой самоэффективностью связывают трудности с количеством приложенных усилий. Я недостаточно подготовился к контрольной, получил тройку, буду прилагать больше усилий – получу пять. Они быстро восстанавливаются после поражений и разочарований. Дети с низкой самоэффективностью чаще связывают трудности со своими способностями:, сколько бы я времени и усилий ни приложил, будет двойка. Значит, буду избегать сложных задач»
Ахмеджанова Диана Рафаильевна
Доцент Института образования НИУ ВШЭ
Чтобы развивать самоэффективность, родителям советуют использовать:
— Опыт мастерства: даем такие задания, которые дети могут выполнить успешно.
— Социальное моделирование: пример тех, кто успешно выполнил задание. Это хорошо получается, когда в семье старшие дети.
— Социальные убеждения: поощрение и поддержка. Психологи советуют хвалить за усилия, а не за то, что такой умный.
— Психологические состояния: умение распознавать эмоции и работать с ними. «Да, неудача, но это не конец света».
«Нужно стараться развивать эффективность через интерес, желание, мотивацию, поэтому важен как можно более вариативный выбор дополнительных занятий. Нужно устранить сверхзадачи для ребенка — они могут не соответствовать возрасту. Идеальный баланс для первых классов: 50% усилий — 50% досуг»
Байрамян Роксана Мамиконовна
Научный сотрудник Центра исследований современного детства
Канонир Татьяна
Доцент Института образования НИУ ВШЭ