Тень учителя не нашла свое место: выкладываться в школе педагогу невыгодно — приходится подрабатывать репетитором
ТОЖЕ МИССИЯ, НО СЕКРЕТНАЯ
Подработка для педагога давно уже стала традицией, это идет из постсоветских времен, когда иначе было не выжить. За три десятилетия репетиторство прочно утвердилось как третий сектор образования (после государственного и частного) и в последние годы ускоренно стало перемещаться в цифровую среду. Всё это время оно оставалось предметом споров - кто-то видит в нем одни минусы (порождает неравенство, лишает школьных учителей мотивации), а кто-то плюсы — в том числе финансовые: как иначе педагогу увеличить доход? Но в то же время мотивы не исчерпываются стремлением заработать больше — учителя видят в репетиторстве свою особую миссию:
«Есть мнение, что даже при увеличении уровня зарплат в формальном образовании спрос на репетиторство и его предложение могут расти. Несмотря на хорошую зарплату в школе, педагоги не отказываются от репетиторской нагрузки, а просто сокращают количество учеников. На самом деле они имеют очень разные мотивы быть репетиторами, часто не связанные с максимизацией заработка. И стоимость часа нагрузки репетитора тоже находится за рамками экономического понимания ценообразования, несет социальный смысл и имеет свою институциональную логику»
Исследование, представленное на семинаре, было построено на онлайн-опросе 346 педагогов, имеющих разные карьерные траектории, которые в той или иной мере интересуются возможностями работы и подработки на онлайн-платформах и маркетплейсах. «По большому счету нас интересовали педагоги, вставшие на путь фриланса или присматривающиеся к нему», — отметила Юлия Белова. Она подчеркнула, что контингент участников опроса по нескольким параметрам отличается от «типичного учителя», каким его можно увидеть по выборочной совокупности мониторинга экономики образования. В том числе по возрасту — педагоги, участвовавшие в опросе, несколько моложе среднестатистических (37-38 лет против 43). Особенности выборки связаны с массовым переходом педагогов в онлайн-среду, «цифровизацией» репетиторства, сенситивностью воспросов о доходах и неформальным характером рынка репетиторских услуг: педагоги, вставшие на путь фриланса, не готовы говорить о доходах открыто, поэтому исследователи ищут способы сохранения их анонимности, которые устроят респондентов, ведь участники подобных опросов имеют опасения, что их возьмут на карандаш.
«УБИВАТЬСЯ» В ШКОЛЕ НЕ ВЫГОДНО
У участников исследования три варианта, как заработать себе на жизнь: преподавать в школе и ни с чем это не совмещать, либо дополнять эту работу репетиторством и (или) преподаванием на онлайн-платформах, либо уйти из школы и сосредоточиться только на репетиторстве и (или) работе на онлайн-платформах. Авторы исследования построили модель оценки влияния разных факторов на доход педагога. Выяснилось, что почти не влияет не него ни наличие диплома о педагогическом образовании, ни возраст (только стаж, что, по словам Кирилла Зиньковского, «несколько обескуражило»).
Репетиторская работа оказалась более прибыльной, с какой стороны ни посмотри. Если прибавить 10 часов нагрузки в месяц, то для школьного учителя это увеличит доход на 3,4%, а для репетитора на 7,3%: красноречивая и статистически значимая разница вдвое. Для преподавателя онлайн-платформы — на 4,9%. Педагогический стаж добавляет к доходу по 1% за каждый год, что вряд ли можно считать подстегивающим фактором.
Исследователи рассчитали 12 комбинаций нагрузки педагога в зависимости не только от сочетаний работы учителем в школе, репетитором и преподавателем на платформе, но и от общей нагрузки (36 часов и 48 часов в неделю, что соответствует 1 и 1,5 ставки).
«Моделирование показало, что при любом распределении нагрузки между двумя или тремя вариантами доход, который получает педагог, будет существенно выше школьного. Убиваться внутри школы, загружаясь на 1,5 ставки, это наименее прибыльный вариант. Но понятно, что ни репетиторство, ни платформы не создают ощущение стабильности, гарантированного места работы, социализации и близости к ученикам»
Зиньковский Кирилл Викторович
Директор Центра финансово-экономических решений в образовании
НЕ ДЕНЬГАМИ ЕДИНЫМИ
Значит ли это, что репетиторство массово и неизбежно? С этим поспорила Татьяна Клячко, опираясь на данные исследования РАНХиГС: больше 60% учителей не имеют дополнительного дохода или, по крайней мере, не признают это. История ежегодных наблюдений знает несколько колебаний зарплат педагогов (в 2013 и 2016 годах), но в последние несколько лет свою финансовую ситуацию респонденты считают стабильной.
«С 2020 года доля тех, кто не подрабатывает, увеличилась почти на 10%. Связываем это с тем, что дистант привел к серьезному росту нагрузки, учителя стали минимизировать подработку. А когда дистант начал уходить, восстановить прежнюю деятельность не удалось в полной мере. В том числе и потому, что в онлайн пришло много не-педагогов. Учителя, уйдя с этого рынка, зачастую не могут на него вернуться».
Клячко Татьяна Львовна
Руководитель Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС
Для дальнейших исследований участники семинара предлагали учитывать не только фактор дохода. Для учителей важны и правовые риски, связанные с самозанятостью, и те риски, которые связаны с позицией школы. Официально запрещена только репетиторская деятельность с учениками по своему месту работы (кстати, она может привести и к увольнению), но то, что школа косо смотрит на репетиторство в принципе, учителя не могут не учитывать.
«Вопрос, почему бы не получить дополнительный доход в школе, в исследованиях уже задавался. И мы получали такой ответ от педагогов: в переполненном классе мы не можем отработать никаких методик, инноваций, можем только работать по шаблону. Дидактическое, педагогическое развитие начинается в маленькой группе с 3 — 5 мотивированными детьми».
Абанкина Ирина Всеволодовна
Главный научный сотрудник Центра финансово-экономических решений в образовании
Многое будет зависеть от того, какую роль начнут играть онлайн-платформы в ближайшем будущем. Профессор Инобра Александр Уваров напомнил об опыте Китая, где, по его словам, власти сначала вкладывали мощные средства в платформы, потом стали их ограничивать, увидев, что происходит размывание роли школы.
«Мы видим, как репетиторство соединяется с официальным образованием — благодаря платформам, внедрению тьюторинга, которое подтолкнула пандемия. Кстати, в США сами школы закупают у платформ услуги по подтягиванию отстающих учеников»
Косарецкий Сергей Геннадьевич
Директор Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского
Полная видеозапись семинара здесь
Презентация (PDF, 1.23 Мб)
Зиньковский Кирилл Викторович
Белова Юлия Юрьевна
Ведущий научный сотрудник института прикладных политических исследований, научный сотрудник лаборатории экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ