К свободе, но с надзирателями: на «Мастерской учителя» разбирали парадоксы французской школы
«НАЧАЛКА»: В ОЖИДАНИИ ЗВОНКА
На первом этапе — с 1 по 5 класс — французская школа многим похожа на нашу. Дети учатся 24 часа в неделю, летом отправляются на каникулы, чтобы встретиться в школе в первый понедельник ентября. Правда, остальные каникулы немного различаются по трем зонам страны, чтобы распределить нагрузку на курортные регионы (и сделать там сезон подольше). Оценочная система не зафиксирована: каждая школа сама решает, что она будет ставить ученику (это могут быть, например, буквы или смайлики). Нет единых правил для домашних заданий (как правило, их дают индивидуально по просьбе родителей) и даже жесткого расписания — учитель сам решает, какие уроки и в каком порядке проведет на этой неделе.
«Не считая длинного обеденного перерыва — от часа до трех в некоторых школах, перемен почти нет: за весь день две короткие по 10 минут. Не успеваешь отвлечься от учебы, и это хорошо. Когда я работал в российской школе, то мне не нравились эти постоянные 20-минутные перемены: с одной стороны, слишком долго, с другой — слишком коротко, чтобы отдохнуть».
Интересно, что перемены дети обязаны проводить на школьном дворе, даже если плохая погода, они в принципе не могут находиться в школьном здании вне урока. Утром все стоят и ждут звонка перед школьными дверями. Затем каждый учитель заводит в здание свой класс.
СРЕДНЯЯ ШКОЛА: СТРОГО, НО С ПАРЛАМЕНТОМ
В средней школе учатся четыре года: с 6 класса — и до... 3-го (просто там обратный отсчет). Появляется 20-балльная оценочная система, причем, из всех предметов выводится единый общий балл. Если он ниже 10, то ученик считается неуспевающим и остается на второй год. А еще каждого ученика еще с первого класса сопровождает специальная книжечка, в которой учитель фиксирует, какие навыки и когда освоены ребенком — это внутренний документ по форме министерства образования, детей с ним не знакомят, только иногда родителей.
Предметы примерно знакомы российским школьникам, только многие объединены — например, история с географией. «Гражданское моральное обучение» примерно похоже на недавно появившиеся у нас «Разговоры о важном», а вот аналога «Жизни класса», пожалуй, нет. Разве что классный час, но это не совсем то же самое: на этих уроках дети выбирают своих представителей в органы управления школой (а в ней всё решает именно «парламент», а не директор), обсуждают проблемы класса, разбирают конфликты.
«Строгое отношение к опозданиям и прогулам. Если опаздываешь, надо заполнить специальный билет, только с ним можно пройти в класс. Эти билеты проверяют специальные надзиратели, которые должны убедиться, что у вас уважительная причина. Надзиратели также следят за входами и выходами: чтобы выйти из здания, надо предъявить свое расписание и доказать, что твои уроки кончились».
Кавитт Уго
Школа иностранных языков: Приглашенный преподаватель
Возможно, по-французски «надзиратели» звучит не так резко, но функция у них именно такая. Например, когда на «Мастерской» зашла речь о том, выгоняют ли во Франции с урока, и что делать, если подросток не подчиняется учителю, Уго рассказал, что тогда в класс приходят те самые надзиратели — и силой выведут, кого надо.
СТАРШАЯ ШКОЛА: ЕГЭ ПО ВСЕМ ПРЕДМЕТАМ В ПРОШЛОМ
Учеба в средней школе кончается экзаменом и защитой презентации, а дальше желающие идут в старшую школу. Она подольше, чем российская (всего в школе 12 классов), нагрузка, разумеется, возрастает, хотя часть предметов выпадает из программы — в том числе французский язык, искусство, музыка, но появляются новые (такие, как философия). Главное — у каждого класса есть профиль. Завершается школа презентацией-исследованием и национальными экзаменами, похожими на ЕГЭ.
«Недавно экзамен реформировали. Раньше он был сложный, объемный: надо было сдавать абсолютно все предметы школьной программы, включая спорт. Не важно, что ты в математическом классе, учи все карты и даты по истории и географии. Сейчас оставили только экзамены, связанные со специализацией».
Кавитт Уго
Школа иностранных языков: Приглашенный преподаватель
Уго завалили вопросами, особенно слушателей семинара интересовала свобода учителя. Многие слышали, что во Франции педагог — как солдат: куда пошлют, там и работает. Оказалось, что это правда, учитель не выбирает школу, его распределяет министерство. Оно же его в дальнейшем и контролирует (в том числе через специальных инспекторов, которые посещают уроки). Звучит жутковато, но есть и плюсы: учитель, как человек государственный, практически ни в чем не зависит от директора школы.
Полная видеозапись встречи здесь
Дважды в месяц магистранты, выпускники и партнеры программы «Педагогическое образование» встречаются в «Мастерской учителя», чтобы обсудить актуальные темы, обменяться опытом и выработать рекомендации, которые можно применить в своей работе.
Поделитесь идеями для «Мастерской учителя» с ее командой: inletyago@edu.hse.ru
Презентация (PPTX, 5.76 Мб)
Кавитт Уго
Кавитт Уго
Школа иностранных языков: Приглашенный преподаватель