Как не стать динозавром образования: на новом открытом онлайн-курсе — история жизни и смерти педагогических идей и заблуждений
«В педвузах есть история педагогики, построенная по принципу классических курсов истории: сначала был Сократ, потом Коменский и т.д. Принято говорить, что этот предмет учит нас не изобретать велосипед, но на самом деле история никого не учит, и история образования тоже. Мы построили курс на другом подходе, когда история теории объединена с практикой, историей педагогического сознания и обычая, дискурса и канона, традиций и новаций. В том числе — мы разбираем историю неотрефлексированных, распространенных в массах представлений по поводу обучения и воспитания. Некоторые из заблуждений оказались такими стойкими, что дожили до наших дней», — рассказывает Виктория Пичугина.
Курс состоит из пяти лекций:
— Образование как история/культура и история/культура как образование,
— Эволюция учебных текстов,
— История школьной культуры,
— История университетской культуры,
— История непрерывного образования.
Его выпускники смогут опираться на педагогический опыт прошлого в своей работе как исследователи и практики, научатся работать с различными источниками и инструментами исследования, овладеют методами историко-педагогической экспертизы.
«Сейчас тренд на обучение в течение всей жизни, мы часто учимся, и теоретического знания о том, как это нужно делать, не хватает. Поэтому курс может быть полезен не только педагогам, хотя в первую очередь адресуется им: поможет понять, почему та или иная практика стала «работающей», а другая оказалась забыта», — объясняет Виктория Пичугина.
Внешним слушателям доступна бесплатная сокращенная версия курса, полная — в платном варианте. У сотрудников и студентов ВШЭ есть свободный доступ к полной версии (через систему Smart LMS или по запросу). Дополнительные вопросы можно задать продюсеру онлайн-курсов Ксении Савиловой ksavilova@hse.ru