• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Как не стать динозавром образования: на новом открытом онлайн-курсе — история жизни и смерти педагогических идей и заблуждений

Почему вымерли динозавры, наука точно не знает, есть только гипотезы. А вот что стало со школьными «динозаврами» и почему до наших дней не дожили многие педагогические практики, идеи, новации — есть больше объяснений. В концентрированном виде их можно получить на новом открытом курсе «История педагогической культуры», который появился на платформе «Открытое образование». Его разработала Виктория Пичугина, профессор Инобра, ведущий научный сотрудник Лаборатории проектирования содержания образования.

Как не стать динозавром образования: на новом открытом онлайн-курсе — история жизни и смерти педагогических идей и заблуждений

Уильям Бромли

«В педвузах есть история педагогики, построенная по принципу классических курсов истории: сначала был Сократ, потом Коменский и т.д. Принято говорить, что этот предмет учит нас не изобретать велосипед, но на самом деле история никого не учит, и история образования тоже. Мы построили курс на другом подходе, когда история теории объединена с практикой, историей педагогического сознания и обычая, дискурса и канона, традиций и новаций. В том числе — мы разбираем историю неотрефлексированных, распространенных в массах представлений по поводу обучения и воспитания. Некоторые из заблуждений оказались такими стойкими, что дожили до наших дней», — рассказывает Виктория Пичугина.


Курс состоит из пяти лекций:

— Образование как история/культура и история/культура как образование,

— Эволюция учебных текстов, 

— История школьной культуры, 

— История университетской культуры, 

— История непрерывного образования.  

Его выпускники смогут опираться на педагогический опыт прошлого в своей работе как исследователи и практики, научатся работать с различными источниками и инструментами исследования, овладеют методами историко-педагогической экспертизы.

«Сейчас тренд на обучение в течение всей жизни, мы часто учимся, и теоретического знания о том, как это нужно делать, не хватает. Поэтому курс может быть полезен не только педагогам, хотя в первую очередь адресуется им: поможет понять, почему та или иная практика стала «работающей», а другая оказалась забыта», — объясняет Виктория Пичугина.

Внешним слушателям доступна бесплатная сокращенная версия курса, полная — в платном варианте. У сотрудников и студентов ВШЭ есть свободный доступ к полной версии (через систему Smart LMS или по запросу). Дополнительные вопросы можно задать продюсеру онлайн-курсов Ксении Савиловой ksavilova@hse.ru