• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

10 барьеров на пути учебы взрослых: добиваться успеха мешают «эффект Матфея» и возрастные стереотипы


«Life-long learning» стало модным понятием, все соглашаются, что в современном мире нужно быть готовым освоить несколько профессий на протяжении всей жизни. Но, как это часто бывает, теория расходится с практикой. Рассказываем о барьерах обучения взрослых, которые были выявлены в ряде исследований Инобра и, в том числе, обсуждались на недавнем семинаре в рамках дискуссии о докладе Натальи Кармаевой и Андрея Захарова.

10 барьеров на пути учебы взрослых: добиваться успеха мешают «эффект Матфея» и возрастные стереотипы

Виктор Васнецов
  1. Российские компании все еще мало и неохотно инвестируют в человеческий капитал — недостаточно вкладываются в обучение своих сотрудников.
  2. Когда мы говорим о сильной конкуренции на рынке обучения взрослых, то упускаем из виду, что она идет вокруг небольшой доли населения (по самым оптимистичным расчетам, около трети). Большинство и не пытаются вовлечь в учебу.
  3. Исследования показывают, что люди чаще выбирают стратегию и направления учебы, исходя не из трендов на рынке труда, а из своих стартовых условий.
  4. В дополнительном образовании возник «эффект Матфея» (богатые становятся богаче, а бедные беднее): у кого уже есть больше капитала (например, образовательного) — тот и получает от учебы больше.
  5. Мы часто рассматриваем как пример IT-отрасль, где и взрослые более мотивированы, и компании активнее вкладываются в образование, но на фоне других она скорее исключение, чем правило.
  6. В России растет доля самозанятых и тех, кто работает на себя неофициально, но этот сектор не охвачен образовательной поддержкой.
  7. Рынок дополнительного онлайн-образования взрослых страдает от отсутствия стандартов оценки качества и общепризнанной экспертизы.
  8. Возможна инфляция ценности образования, полученного на онлайн-курсах, если их популярность будет стремительно расти.
  9. Не хватает четкой связи между повышением образовательного уровня, профессиональным ростом и ростом оплаты труда: у человека, прошедшего курсы, может возникнуть разочарование.
  10. Образование для взрослых в России — все еще не для очень взрослых: максимально им охвачена группа до 35 лет. Более старшие группы слишком мало вовлечены в обучение.

Подробнее — в Daily HSE ,  Skillbox Media и в материалах Лаборатории цифровой трансформации образования