• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Пандемия продвинула смелых: в ситуации шока не растерялись те, кто умел действовать самостоятельно

Вот уж три года прошло с первой и самой пугающей волны пандемии, но исследователи продолжают обращаться к ее опыту — в том числе как к примеру того, как ведет себя система образования в экстренной ситуации. В период шока, — уточняют Сергей Заир-Бек и Татьяна Мерцалова из Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского. Они выпустили исследование, в котором изучили взаимосвязь степени самостоятельности действий, предпринимаемых школами в те весенние месяцы 2020 года, и их эффективностью.

Пандемия продвинула смелых: в ситуации шока не растерялись те, кто умел действовать самостоятельно

В целом система общего образования похожа на вертикаль — централизация только усиливалась в последние годы, «система привыкла существовать в режиме ясных сигналов, имеющих характер предписаний», — сказано в исследовании. Но в состоянии шока традиционные связи не срабатывали, никто не знал, что и как делать, четких единых инструкций сверху на первых этапах не поступало, да и не могло быть из-за огромного разнообразия условий, в которых работают российские школы. В образовательном пространстве страны возникали совершенно разные практики и подходы к решению проблемы (когда осенью того же года началась вторая волна, эта ситуация уже не повторилась — были выработаны меры на уровне регионов). По сути, каждый управленец решал на местах — пережидать или идти на изменения.

Авторы приходят к мысли, что в целом те, кто попытался взять ответственность на себя, выиграли: «Можно сделать вывод о наличии взаимосвязи между гибкостью и устойчивостью системы школьного образования и степенью ее автономии. Необходимо дополнительно исследовать силу и глубину этой взаимосвязи. Нерешительность управленцев вела к снижению мотивации участников образовательного процесса, усиливала раздражение родителей, что приводило к выводу о необходимости возврата в привычное русло. В тех же случаях, когда уровень ментальной и управленческой автономии был высок, более явно проявлялись и позитивные эффекты адаптации». Среди позитивных эффектов названы «прокачка» цифровых навыков учителей, индивидуализация образования, развитие сетевого взаимодействия между школами, снижение бюрократической нагрузки, сближение семьи и школы, повышение мобильности в управлении и организации учебного процесса.

Исследование «Паттерны поведения региональных систем общего образования в условиях непрогнозируемого кризиса на первых этапах его проявления (период «шока»)» издано в серии «Современная аналитика образования», прочитать его можно здесь