Не верят школе: обучение на дому выбирают родители, для которых комфорт ребенка важен «здесь и сейчас»
Исследование построено на интервью с 40 семьями, большинство из которых живет в городах. Более чем у половины информантов дети учатся на дому, остальные посещают альтернативные семейные или частные школы. Участники рассказали о мотивах своего выбора.
Аргументы можно разделить на три группы: забота о благополучии ребенка, выбор для него более дружелюбной, безопасной и развивающей среды; расхождения между ожиданиями и реальностью, с которой столкнулись в школе; причины, связанные с организационной и финансовой доступностью семейного обучения. Еще одна причина (хотя информанты о ней и не говорят) — высокая степень открытости таких семей новому опыту.
«В целом родители и при ответе на вопрос о причинах перехода на семейное обучение, и в ответах на другие вопросы постоянно обращаются к теме детского интереса, мотивации, пробы своих возможностей. Но на вопрос о будущей образовательной траектории детей они затрудняются ответить. Эта особенность заставляет обратить внимание на приоритет благополучного проживания школьных лет, то есть на ценность настоящего», — такую важную особенность отметили авторы исследования. Школа во многом все еще «про потом», про то, что надо потерпеть сейчас, чтобы добиться успеха в будущем, получить хорошую профессию и т.д.
Статистика из США как из страны с гораздо более массовым семейным образованием позволяет исследователям сделать вывод, что у роста интереса к нему есть предел: сейчас дома учится около 3 млн американских школьников и эта цифра больше не растет. То есть, традиционной школе ничего не угрожает даже там, но системе образования нужно сделать выводы и меняться: «повышать внимание к индивидуальному благополучию школьников, в том числе к количеству детей в одном классе и к отношениям внутри класса, улучшать качество взаимодействия между представителями школы (педагогами, администрацией, психологом) и семьи (ребенком и его родителями), выстраивая диалог, реагируя на проблемные моменты оперативно и не дожидаясь возникновения хронических конфликтов, буллинга, жалоб и т. п.».
Исследование выпущено в серии бюллетеней Мониторинга экономики образования, прочитать его можно здесь