• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Убегают от ЕГЭ: чем больше проблем в регионе — тем больше школьников идут в колледжи, чтобы не сдавать госэкзамен

ЕГЭ не принято использовать как показатель качества образования на уровне региона. Считается, что раз экзамен измеряет индивидуальные достижения, то средний балл — то же самое, что «средняя температура по палате» (поэтому и данных таких обычно не найдешь). Интересную альтернативу предложила Ксения Адамович из Международной лаборатории оценки практик и инноваций в образовании: она обнаружила, что социально-экономические показатели региона, а также кризисы отражаются в том, какой трек выбирают девятиклассники — академический (старшие классы, вуз) или СПО. Последнее часто — еще и способ избежать ЕГЭ.

Убегают от ЕГЭ: чем больше проблем в регионе — тем больше школьников идут в колледжи, чтобы не сдавать госэкзамен

© AI

Автор изучила показатели за 2000 — 2017 годы. За эти 18 лет средняя доля учеников, окончивших 11 классов, снизилась на 13%, но неравномерно: в Москве и Санкт-Петербурге, как наиболее экономически развитых регионах, популярность академической траектории не снизилась. В регионах с меньшими экономическими показателями она снижалась активнее. «Одной из причин роста региональных различий можно назвать введение ЕГЭ. Принято считать, что экзамен увеличил доступность высшего образования для учащихся из отдаленных регионов, но есть предпосылки к тому, что эта реформа имела и другие, косвенные последствия», пишет Ксения Адамович: ученики 9 классов пересматривали свои стратегии, зная, какой экзамен их ожидает. 

В статье это проанализировано в связи не только с экономическими показателями, но и с тем, когда был введен ЕГЭ — ведь в пилотных регионах он появился на несколько лет раньше. Соответственно, на несколько лет раньше там синхронно снижалась доля учеников, выбиравших старшую школу. 

«Еще одна интересная тенденция — это спад доли 9-классников, окончивших затем старшую школу, в 2009 и в 2013—2014 годах. Эти спады не так ярко выражены, если рассматривать ситуацию в среднем по стране, и становятся более заметны при анализе региональных подвыборок. Такое снижение востребованности академической траектории могло быть связано с последствиями экономических кризисов», — считает Ксения Адамович.

Исследования будут продолжены — в частности, интересно проследить на уровне регионов популярность «обходного маневра», когда девятиклассники, избежав ЕГЭ с помощью колледжа, потом все-таки поступают в университет. Методику, предложенную в статье, можно использовать для анализа эффективности образовательной политики на уровне регионов.

Статья «Образовательные траектории российских учащихся после 9-го класса в 2000 — 2017 годах: типы региональных ситуаций и предикторы различий» опубликована в журнале «Мониторинг общественного мнения», прочитать ее можно здесь