«Пустышки» среди магистратур: часть программ существует только затем, чтобы студенты пересидели пару лет за партой
Исследователи выделили пять моделей — они различаются по трекам и мотивам поступления, содержанию и организации образовательного процесса (включая формирование компетенций), эффектам для жизни и профессионального развития студентов.
1. «Пустышка» : магистратура, в которую поступают ради того, чтобы безопасно «пересидеть» несколько лет за партой, смягчить выход на рынок труда, выбрав при этом самый легкий путь обучения без перерыва в том же вузе и по тому же направлению подготовки. Cтуденты таких магистратур, как правило, работают не по специальности, не достраивают профессиональных компетенций (и не ожидают этого от программы), занятия проводятся в свободное от их работы время. Научная отдача от такой программы почти нулевая, студенты не планируют применять образование на практике. Программа не индивидуализирована.
2. «Средняя школа для взрослых» : содержание курсов частично дублирует или продолжает программу бакалавриата по тому же направлению, преподаватели те же. Студенты достраивают в первую очередь «мягкие» компетенции, выбирают легкий путь из бакалавриата того же профиля. Нет индивидуального трека, вовлечения в научную работу, но качество образования высокое.
3. «Академия» : содержательно и по формату занятий ближе к аспирантуре, а среди студентов много тех, кто планирует дальше учиться в аспирантуре. Фокус на академические компетенции, студенты оценивают их высоко, есть индивидуализация с упором на научную работу, а магистранты совмещают учебу с работой в вузе.
4. «Вечернее отделение» : учеба похожа на получение второго высшего образования по своей интенсивности, новизне знаний, нагрузке и отдаче от программы. Акцент на профессиональные и цифровые компетенции. Магистратура не похожа на бакалавриат, а поступление в нее связано со сменой направления. Студенты совмещают учебу с работой по специальности и слабо вовлечены в науку.
5. «Повышение квалификации» : в такую магистратуру поступают для успеха на рынке труда: здесь с помощью четкого профессионального трека достраивают компетенции бакалавриата. Поступают, как правило, на ту же специальность, на которой учились, но после перерыва. В отличие от предыдущей модели, эта основана на узких компетенциях, движении «в глубь» профессии.
Подробнее о результатах исследования можно прочитать здесь
«Исследование состояния магистерского образования в России представляет всё больший интерес. Мы рады сотрудничать с коллегами из ВШЭ и ценим огромный вклад Института образования и коллектива проекта «Ландшафт российской магистратуры» в развитие исследований магистерского образования в российских университетах», — подчеркнули, выступая на круглом столе, Наталья Сухорукова и Юлия Лизачева, представлявшие Благотворительный фонд Владимира Потанина.
На круглом столе обсуждали и другие проблемы магистратуры. Так, Лариса Ильина (Самарский государственный экономический университет) рассказала о том, что в региональных вузах магистранты редко хотят продолжать академическую карьеру или же приходят в аспирантуру без хорошего научного задела, не вовлечены в грантовую активность. Наука для них плацдарм для профессионального роста в других сферах.
О приоритете «достигательства» и «мотивов выживания» (сохранить преподавательский состав, нагрузку, выполнить KPI, заполнить места по КЦП и т.д.) для вузовских управленцев говорила Надежда Иванченко (Школа востоковедения ВШЭ). А по словам Екатерины Воеводиной (Финансовый университет при Правительстве РФ), магистратура проигрывает бакалавриату с точки зрения образовательной инклюзии.