• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

«Пустышки» среди магистратур: часть программ существует только затем, чтобы студенты пересидели пару лет за партой

Магистратуры бывают разные, а какие именно — обсуждали на круглом столе в рамках Ясинской (Апрельской) конференции. Анна Гармонова, директор Центра университетского партнерства Вышки и доцент Института образования, представила результаты исследования, проведенного под ее руководством командой «Ландшафт российской магистратуры». Они ведутся при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина, представители которого также выступили на круглом столе.

«Пустышки» среди магистратур: часть программ существует только затем, чтобы студенты пересидели пару лет за партой

© AI

Исследователи выделили пять моделей — они различаются по трекам и мотивам поступления, содержанию и организации образовательного процесса (включая формирование компетенций), эффектам для жизни и профессионального развития студентов.

1. «Пустышка» : магистратура, в которую поступают ради того, чтобы безопасно «пересидеть» несколько лет за партой, смягчить выход на рынок труда, выбрав при этом самый легкий путь обучения без перерыва в том же вузе и по тому же направлению подготовки. Cтуденты таких магистратур, как правило, работают не по специальности, не достраивают профессиональных компетенций (и не ожидают этого от программы), занятия проводятся в свободное от их работы время. Научная отдача от такой программы почти нулевая, студенты не планируют применять образование на практике. Программа не индивидуализирована.

2. «Средняя школа для взрослых» : содержание курсов частично дублирует или продолжает программу бакалавриата по тому же направлению, преподаватели те же. Студенты достраивают в первую очередь «мягкие» компетенции, выбирают легкий путь из бакалавриата того же профиля. Нет индивидуального трека, вовлечения в научную работу, но качество образования высокое.

3. «Академия» : содержательно и по формату занятий ближе к аспирантуре, а среди студентов много тех, кто планирует дальше учиться в аспирантуре. Фокус на академические компетенции, студенты оценивают их высоко, есть индивидуализация с упором на научную работу, а магистранты совмещают учебу с работой в вузе.

4. «Вечернее отделение» : учеба похожа на получение второго высшего образования по своей интенсивности, новизне знаний, нагрузке и отдаче от программы. Акцент на профессиональные и цифровые компетенции. Магистратура не похожа на бакалавриат, а поступление в нее связано со сменой направления. Студенты совмещают учебу с работой по специальности и слабо вовлечены в науку.

5. «Повышение квалификации» : в такую магистратуру поступают для успеха на рынке труда: здесь с помощью четкого профессионального трека достраивают компетенции бакалавриата. Поступают, как правило, на ту же специальность, на которой учились, но после перерыва. В отличие от предыдущей модели, эта основана на узких компетенциях, движении «в глубь» профессии.

Подробнее о результатах исследования можно прочитать здесь 

«Исследование состояния магистерского образования в России представляет всё больший интерес. Мы рады сотрудничать с коллегами из ВШЭ и ценим огромный вклад Института образования и коллектива проекта «Ландшафт российской магистратуры» в развитие исследований магистерского образования в российских университетах», — подчеркнули, выступая на круглом столе, Наталья Сухорукова и Юлия Лизачева, представлявшие Благотворительный фонд Владимира Потанина.

На круглом столе обсуждали и другие проблемы магистратуры. Так, Лариса Ильина (Самарский государственный экономический университет) рассказала о том, что в региональных вузах магистранты редко хотят продолжать академическую карьеру или же приходят в аспирантуру без хорошего научного задела, не вовлечены в грантовую активность. Наука для них плацдарм для профессионального роста в других сферах. 

О приоритете «достигательства» и «мотивов выживания» (сохранить преподавательский состав, нагрузку, выполнить KPI, заполнить места по КЦП и т.д.) для вузовских управленцев говорила Надежда Иванченко (Школа востоковедения ВШЭ). А по словам Екатерины Воеводиной (Финансовый университет при Правительстве РФ), магистратура проигрывает бакалавриату с точки зрения образовательной инклюзии.