Язык до пятерки доведет: если ученик общительный, учителя готовы «не заметить» недостаток знаний
Если у ученика низкий результат по математике или чтению, но при этом он общителен, ожидания педагога насчет его будущей учебы примерно такие же, как для детей с более развитыми академическими навыками. Возможно, это потому, что такие ученики не стесняются задавать вопросы или внятно излагать просьбы. Видя такое поведение, педагог настраивается на то, что ученик будет успешен в учебе.
Любопытно, что в зарубежных исследованиях такой сильной закономерности не нашли. Если для ожиданий российских учителей социально-эмоциальные характеристики и знания играют примерно равную роль, то для иностранных педагогов академические факторы оказываются важнее.
В исследовании Инобра участвовали 4430 детей накануне перехода во второй класс. Стартовый уровень и прогресс их навыков знаний по математике и чтению измеряли с помощью инструмента «Старт». А учителя заполняли анкеты об их социально-эмоциональных навыках и своих ожиданиях от их дальнейшей учебы. Изучать это важно: доказано, что высокие ожидания педагога могут способствовать лучшей учебе («эффект Пигмалиона»), и наоборот, низкие — приводить к ухудшению («эффект Голема»).