Аналитике в образовании не хватает ума: больших данных всё больше, но часто управленцы «не умеют их готовить»
Цифр и показателей в сфере образования собирают всё больше, умеют ли с ними работать — большой вопрос. Чаще всего они просто копятся и не становятся основой для управленческих шагов. Система мониторингов неповоротлива (например, ничего внятного не смогла подсказать школе, когда начался форс-мажор с ковидом), а у тех, кто принимает решения, часто не хватает компетенций работы с данными. К тому же, «голый» математический подход без экспертных интерпретаций нередко приводит к ошибкам — когда не проверяют, как цифры связаны с реальностью (как в примере с кружками), или не могут правильно интерпретировать для выводов.
Авторы поясняют, почему в образовании важно не отвлекаться на посторонние данные, их очень много: для чего-то важны результаты ЕГЭ, а для чего-то показатели нагрузки учителей, иначе можно, например, решить строить новую школу, а работать в ней окажется некому. Часто за одними и теми же цифрами может стоять разная реальность: где-то высокий уровень инклюзии может означать, что всё замечательно, а где-то — что не хватает специализированных школ или классов.
В главе разбирают, как прогнозировать на основе целевого ориентира, с кем можно сопоставлять свою организацию — с «лучшими», «средними» или «похожими» (а как выбрать похожую организацию или район?). Как устроено прогнозирование исходя из потребностей (сколько нужно?) или возможностей (сколько можем?), как оценивать контекстные условия и барьеры.
Глава «Принципы использования больших данных в управлении» опубликована в книге «Большие данные в образовании», выпущенной издательством «Наука», прочитать ее можно здесь