• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Кружки спасут студентов от депрессий: внеучебная активность в вузе полезна, но пока непопулярна

Российские студенты слишком мало времени уделяют вузовским кружкам и секциям — меньше трети вообще их посещают, и всего 11% делают это чаще, чем раз в неделю. И, оказывается, зря. В Инобре доказали, что внеучебная активность помогает учебе и личному развитию, развивает мягкие навыки, чего так не хватает учебной программе, и даже помогает справиться с депрессией. Вузам стоит под это подстроиться.

Кружки спасут студентов от депрессий: внеучебная активность в вузе полезна, но пока непопулярна

© AI

Депрессия — одна из самых серьезных проблем: недавние исследования показали, что ее признаки демонстрирует большинство студентов, у 40% они соответствуют умеренной или тяжелой, а у 10% крайне тяжелой стадии. Участие в кружках и секциях  улучшает адаптацию в кампусе, то есть снижает отсев, и способствует эмоциональному благополучию. А еще — целый набор полезных эффектов для развития мягких навыков: руководство командой прокачивает лидерские качества, спортивные секции не только укрепляют здоровье, но и помогают бороться со стрессом. Творческие кружки помогают раскрепоститься и снизить количество конфликтов, действуют как психологическая поддержка, способ борьбы с одиночеством. Доказана и польза для образовательных результатов — прежде всего, со стороны научных кружков, которые учат исследовать, это еще один распространенный дефицит в вузах.

Во многих странах внеучебная активность стала почти обязательной частью студенческой жизни. Секрет в мотивах: так, например, в Америке это элемент конкуренции, а в Китае пропуск в партию. В российских вузах мотивы пока хромают, успехи в кружках и секциях не отражается ни в дипломе, ни в текущих оценках. Студенты не считают, что эти занятия помогут им в будущей карьере, а еще мешают подработка, семейная жизнь, негибкость учебных планов, высокая аудиторная нагрузка и несовременность многих предлагаемых  форм активности: часто «студсоветы» будто перенеслись к нам из советских времен. 

Университетам стоит создать больше условий для внеучебных занятий (например, за счет более гибкого расписания) и пропагандировать их, говорится в докладе, подготовленном под редакцией Ивана Груздева.

Подробнее