«А если ChatGPT скажет прыгнуть с моста?»: искусственный интеллект в образовании уже помогает измерять, но доверить ему психологическую поддержку еще рано
Мы еще не видели «сверхсильного» AI
Иван Карлов напомнил, что мы только недавно приблизились к «сильному» искусственному интеллекту — такому, чьи способности соответствуют возможностям отдельного человека. Но на горизонте уже виден «сверхсильный» уровень, когда появятся системы, возможности которых будут соизмеримы с возможностями человечества в целом — и как раз этот этап всех пугает.
Уже сейчас у генеративного AI масса работы в образовании: повышать вариативность тестов — например, придумывать неправильные варианты. Заниматься геймификацией — создавать виртуальные миры и персонажей. С помощью платформ синтеза речи можно делать аватары преподавателей, персонализировать учебу и создавать возможности для творчества ученика.
Еще одна новая грамотность
Пока система образования видит основные плюсы AI в освобождении от рутинных задач и как раз в персонализации: уже сейчас можно генерировать учебные задания в разных областях, есть и нетривиальные идеи, например ,Тарас Пащенко рассказал, что можно развивать критическое мышление учеников с помощью разговоров с чат-ботами. Что касается рисков, то учителя видят опасность в разрыве между «классическим» и «современным» и образованием и переживают, что им самим придется меняться.
Появилось даже понятие AI-грамотности, эксперты сходятся в нескольких пунктах: ее можно интегрировать в программу не в виде отдельного предмета, а как компоненты разных, развивать через проектное обучение и т.д. Те же советы, что и для универсальных компетентностей. Их сближает то, что человек не овладевает знаниями, а учится решать сложные задачи.
Пащенко Тарас Валерьевич
заведующий Лабораторией проектирования содержания образования
Станет труднее «подгонять под шаблон»
По словам Павла Сорокина, основная проблема образования — оно всегда производит продукт под шаблон, то есть подгоняет человека под некие универсальные требования. Исследования показывают, что у студентов постепенно падают способности, связанные с партнерством, действием на результат, возрастает только способность следовать правилам. В этом смысле образование не делает человека адекватнее требованиям современного мира (в том числе, и рынка труда). А генеративный искусственный интеллект может сместить фокус, предлагая другую идею — способный бесконечно «креативить», он помогает вывести на первый план идею индивидуального действия.
Что касается «угроз» AI на рынке труда, то есть нетехнологизируемые сферы: скрипач останется таким же востребованным, для части профессий ничего не изменится. Или компоненты профессий: в здравоохранении, например, велик спрос на сиделок с навыками эмоционального интеллекта, и я не думаю, что пожилые люди оценят, если им предложат вместо таких сиделок ChatGPT.
Сорокин Павел Сергеевич
заведующий Лабораторией исследований человеческого потенциала и образования
ChatGPT пока не пустят в интервенции
Может ли AI усилить поддержку благополучия в образовании? Да — в том смысле, что новые технологии уже помогают собирать максимум данных (начиная со смартфонов и заканчивая анализом текстов соцсетей), а значит, больше сообщать о благополучии или неблагополучии каждого. Что касается использования чат-ботов для интервенций как психологической помощи, то это называют перспективным направлением, но здесь следует быть очень осторожными, предупреждает Татьяна Канонир. В интервенции каждый шаг перепроверяется экспертами, чтобы отвечать двум правилам: быть эффективным и не навредить. Да, платформы могут снять проблему дефицита психологов, но…
Мы пока не можем использовать технологии типа ChatGPT для интервенций. Это автономная система с «черным ящиком» внутри. Если человек думает о суициде и задаст вопрос, мы не знаем, что ответит чат-бот. Может, он скажет, что в это время года по статистике люди чаще выбирают прыжки с мостов. Мы должны сделать всё, чтобы получить гарантии, что AI не навредит человеку.
Канонир Татьяна
академический руководитель Аспирантской школы по образованию
Измерять много, но без больших ставок
И, наконец, сфера, в которой AI уже активно используется — измерения. Его применяют для разработки банков заданий, снижая нагрузку на людей, добиваются адаптивности тестирования — когда вопросы подстраиваются под респондентов. Искусственный интеллект научился проверять задания с открытым ответом, в том числе графическим (то есть, например, эссе, написанных от руки). Генерирует обратную связь по результатам тестов, анализирует поведение человека в рамках теста, обеспечивает онлайн-прокторинг — контроль за добросовестностью поведения на экзамене. В том числе, эти технологии применяются в нескольких инструментах, разработанных психометриками Инобра, рассказали Дарья Грачева и Ксения Тарасова.
У AI большие перспективы в измерениях, в том числе с точки зрения их удешевления. Конечно, он несет и риски — и нечестного выполнения тестовых заданий, и дискриминации отдельных групп, и нарушения этики при использовании персональных данных. Основной риск — использование искусственного интеллекта в измерениях без подтверждения валидности, а подтвердить ее пока может только человек. Пока мы говорим о повышении производительности в тех сферах измерений, где цена ошибки небольшая.
Тарасова Ксения Вадимовна
Заместитель заведующей Лабораторией измерения новых конструктов и дизайна тестов
Презентация_Канонир (PDF, 498 Кб)
Презентация_Тихонова (PDF, 15.26 Мб)
Презентация_Сорокин (PDF, 1.15 Мб)
Презентация_Пащенко (PDF, 1.08 Мб)
Мария Тихонова
старший аналитик данных SberDevices