• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Истощение, цинизм, чувство несоответствия: теперь школьное выгорание можно измерять и предлагать ученикам адресную психологическую поддержку

Еще недавно считалось, что выгорание — проблема только взрослых, да и то не всех, а только тех, кто работает в социальной сфере и много общается с людьми: врачей, учителей... Только лет 15 назад ученые заговорили о том, что выгоранию подвержены и школьники, а теперь можно измерять его степень для российских детей и подростков. Александра Бочавер и Оксана Михайлова из Центра исследований современного детства адаптировали для России финский опросник, проверили его на выборке из более чем 3 тысяч школьников и убедились, что степень выгорания зависит от пола, но не от возраста.

Истощение, цинизм, чувство несоответствия: теперь школьное выгорание можно измерять и предлагать ученикам адресную психологическую поддержку

© AI

Опросник построен на тезисах, с которым респондент может согласиться или не согласиться (в разной степени). Например: «В свободное время я погружен в мысли о школьных делах» или «Учеба так давит, что влияет на мои отношения с близкими». Для своего исследования Александра и Оксана дополнили его опросниками о школьном климате, подверженности буллингу и самочувствии.

Уровень выгорания измерялся по трем шкалам — «Истощение», «Цинизм» и «Чувство несоответствия». Это традиционная структура выгорания. Истощение — когда человек переживает опустошенность, равнодушие, хроническую усталость. Под цинизмом понимается утрата смысла и интереса к тому, чем занимаешься. Чувство несоответствия — когда переживаешь снижение своей компетентности и ожидаешь неудач от учебы или работы.

В исследовании пока не ставили задачу определить общий уровень выгорания для российских школьников, только проверить качество шкал (в том числе, соотнося результат с ответами на «попутные» опросники). Но уже можно сказать, что у девушек уровень выгорания выше, поэтому при использовании опросника в школах и результаты будут «настроены» по-разному: например, для юношей порог сильного истощения — 14 баллов, а для девушек 16, и т.д. Интересно, что от возраста результаты почти не зависят. И вполне ожидаемо они оказались связаны с качеством школьной среды, климатом в классе.    

Точные измерения уровня выгорания позволят выделить группы риска и адресно работать с ними. Практики для этого есть, хотя они и не применяются в школе массово: помимо разных форм психологического сопровождения, это и система вознаграждений, и более активное вовлечение в школьную жизнь, и поиск целей учебы, связанных не только с высокими оценками. 

Подробнее