Истощение, цинизм, чувство несоответствия: теперь школьное выгорание можно измерять и предлагать ученикам адресную психологическую поддержку
Опросник построен на тезисах, с которым респондент может согласиться или не согласиться (в разной степени). Например: «В свободное время я погружен в мысли о школьных делах» или «Учеба так давит, что влияет на мои отношения с близкими». Для своего исследования Александра и Оксана дополнили его опросниками о школьном климате, подверженности буллингу и самочувствии.
Уровень выгорания измерялся по трем шкалам — «Истощение», «Цинизм» и «Чувство несоответствия». Это традиционная структура выгорания. Истощение — когда человек переживает опустошенность, равнодушие, хроническую усталость. Под цинизмом понимается утрата смысла и интереса к тому, чем занимаешься. Чувство несоответствия — когда переживаешь снижение своей компетентности и ожидаешь неудач от учебы или работы.
В исследовании пока не ставили задачу определить общий уровень выгорания для российских школьников, только проверить качество шкал (в том числе, соотнося результат с ответами на «попутные» опросники). Но уже можно сказать, что у девушек уровень выгорания выше, поэтому при использовании опросника в школах и результаты будут «настроены» по-разному: например, для юношей порог сильного истощения — 14 баллов, а для девушек 16, и т.д. Интересно, что от возраста результаты почти не зависят. И вполне ожидаемо они оказались связаны с качеством школьной среды, климатом в классе.
Точные измерения уровня выгорания позволят выделить группы риска и адресно работать с ними. Практики для этого есть, хотя они и не применяются в школе массово: помимо разных форм психологического сопровождения, это и система вознаграждений, и более активное вовлечение в школьную жизнь, и поиск целей учебы, связанных не только с высокими оценками.