У «vip-студентов» не нашли национальных различий: в США, России и Китае учат по-разному, но по селективным вузам этого не видно
Вовлеченность студентов исследовательских университетов измеряли по нескольким критериям. Активность в аудитории — то, как ведет себя студент, задает ли вопросы, участвует ли в обсуждении. Когнитивная вовлеченность — оценивалось, как студент оперирует фактами, доказывает точку зрения, ищет источники, проверяет их достоверность. Под «отстранением» имеются в виду негативные проявления — прогулы, нарушение дедлайнов. Измерялись также дополнительные усилия студента — то, как часто он обращается за консультациями, советуется с одногруппниками и т.д.
Ученые ожидали увидеть серьезные различия в результатах студентов американских вузов с одной стороны и китайских, российских с другой. Так, например, на основе прошлых исследований предполагали, что в США мужчины более активны в аудитории и в когнитивной вовлеченности, чем женщины (в Китае и России ждали одинаковых показателей по мужчинам и женщинам). Предполагали, что студенты младших курсов в США менее активны, более отчуждены, чем старшекурсники, а в России и Китае, наоборот, чем выше курс, тем ниже активность.
Оказалось, что, вопреки ожиданиям, студенты селективных вузов везде одинаковы — по крайней мере, в разных частях света они отличаются друг от друга гораздо меньше, чем, возможно, от своих соотечественников из «рядовых» вузов. Общие особенности «vip-студентов» выглядят так: мужчины более активны в аудитории, а у женщин выше когнитивная активность. Уровень активности растет к старшим курсам, но (неожиданно) вместе с уровнем отстраненности. Ожидаемо: те, кто хочет поступать в аспирантуру, вовлечены в учебу гораздо больше. Наталья Малошонок ставит вопрос о том, как обеспечить большую вовлеченность и для тех студентов, кто не нацелен на академическую карьеру.