• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

«Почти шок для целого города»: Инобр помог жителям Сергача придумать, как сделать пространство интереснее для подростков

Иногда идеи, как сделать жизнь лучше, витают в воздухе — нужно только собраться всем вместе, устроить мозговой штурм и правильно сформулировать цели. И в этом может помочь экспертный взгляд со стороны. У Сергача Нижегородской области проблемы те же, что у сотен других маленьких городов: выпускники уезжают, для подростков не так много возможностей с интересом провести время, а перспективы продолжения образования и карьеры неочевидны. Все, кто руководит школами, детскими садами, организациями спорта, культуры, собрались вместе, чтобы решить, как переосмыслить городское пространство и начать его менять. В этом им помогла команда Инобра и нижегородского кампуса Вышки.

«Почти шок для целого города»: Инобр помог жителям Сергача придумать, как сделать пространство интереснее для подростков

«Мы начали с того, что побывали во всех школах и организациях, поговорили со всеми, картировали ресурсы и выявили проблемные зоны. Город маленький по населению, но большой по площади, не пешеходный, и если детей возят родители, то для подростков, которые передвигаются сами, это становится недружелюбной, недоступной средой. Они выпадают не только из инфраструктуры, но и вообще из нормального взаимодействия со взрослыми», — говорит Антон Кухарев. Много проблем связаны с самоопределением после 9 класса, выбором спорных траекторий (не всегда выбор подростков осознанный), нехваткой ресурсов, дефицитом педагогов… А еще обнаружилось, что нет общего видения — каждая организация сосредоточена на проблемах только своих учеников.

Это начали исправлять в первую очередь: в недельном «мозговом штурме» участвовали все, кто занимается образованием, молодежной политикой, спортом и культурой в городе. Под концепцией развития, принятой по итогам этой недели — 58 подписей: всё придумали сами жители Сергача, а не сторонние эксперты. Задачей последних было только запустить этот процесс и модерировать его.

«Чаще всего люди настолько загружены рутиной, что, во-первых, не думают о чем-то, что выходит за пределы их организации, а во-вторых, смотрят на всё с позиции «как мы работаем». Не с позиции тех, кто к ним приходит учиться или отдыхать. Сменить точку зрения, научить анализировать ситуацию с другой позиции — наша задача. Система, вроде, и маленькая — всего 9 школ, — но не кооперируется, поэтому, даже когда собираешь всех вместе, помогаешь обобщить их же идеи, правильно их упаковать, это уже производит впечатление», — рассказывает Мария Озерова.

Участники сессии сформулировали четыре цели на ближайшее время: организовать такой досуг второй половины дня подросткам, который был бы принят и признан ими, создать для них комфортные пространства, помочь сделать осознанный выбор уже в середине девятого класса и сформировать привлекательный образ города. 

«Мы помогли понять, что каждая организация может быть центром компетенций в масштабе города или даже области, осознать свои «фишки» как преимущество, — говорит Мария Озерова. — Например, детские сады Сергача принимают на лето детей тех, кто приезжает в отпуска из больших городов, такого же нигде нет. Не говоря уже о том, что в Нижнем Новгороде, например, вообще трудно устроить маленького ребенка в садик, а в Сергаче — пожалуйста. Вместе мы продумывали, как развивать это, или как, например, готовить детей к жизни в большом городе. Обращались к лучшим практикам, которые есть в других городах — таких, как «Том Сойер Фест» или «Фасадник», когда горожане восстанавливают старые дома». 

«У движения «ЛизаАлерт» взяли идею, которая тут получила рабочее название «Маяк надежды» — места, куда можно прийти. Подросткам Сергача часто просто некуда пойти. Так разрабатывали идею дружественного пространства, где им не будут мешать, — говорит Константин Серёгин. — Сейчас школы Сергача планируют открыть для этого свои территории. Даже какие-то простые вещи: выяснилось, что когда подростки выходят из школ, многие кружки, библиотеки и другие общественные пространства уже закрываются. И хотя идея поменять графики работы вызвала почти что шок, потому что все поняли, что придется перестраивать распорядок и своей жизни тоже, стало очевидно, что без этого ничего не получится».

«Для Вышки это первый проект, связанный с проектированием перезагрузки социальной сферы целого города. Его уникальность в том, что он выходит за границы образования во все отрасли социального блока — культуру, спорт, молодежную политику… Исходя из проблем, сформулированных в образовательной плоскости, мы вышли на проблемы более широкого порядка, социально значимые для города, требующие совместного, межотраслевого поиска решений. Участники сессии смогли выйти за привычные границы, увидеть пути нестандартных решений и спроектировать те механизмы, которые позволят им эти решения реализовать», — рассказывает директор нижегородского кампуса ВШЭ Анна Бляхман.

Новая концепция социальной сферы Сергача начнет воплощаться в жизнь с осени. Предложений в области социальной сферы и образования много — в частности, сегодня обсуждается, что Центр общего и дополнительного образования займется повышением математической грамотности школьников, опираясь на опыт проекта социального воздействия в Якутии, а Лаборатория управления школой будет участвовать в проекте, связанном с развитием системы профориентации и проектной деятельности подростков.