Не трудно быть Богом: как высшее образование может помочь сохранить планету
Международная команда исследователей с участием Анны Григорьевой поддерживает это мнение. В статье, опубликованной в журнале «Teaching in Higher Education», они заявляют, что университеты становятся настоящими центрами образования только тогда, когда активно помогают бороться с экологическим кризисом и учат жить в гармонии с природой, а не доминировать над ней.
Среди авторов статьи — преподаватели, создающие курсы для студентов в сфере устойчивого развития и экологической справедливости. Они убеждены в том, что высшее образование может сыграть ключевую роль в решении глобального экологического кризиса, так как именно сегодняшние студенты будут принимать стратегически важные решения в будущем.
Авторы указывают на одну из основных проблем — наше восприятие природы. Многие люди видят в ней что-то «дикое», чего следует бояться или что нужно покорить. В итоге современная наука рассматривает природу как источник ресурсов, предназначенных для использования или даже разграбления, что усугубляет наше отчуждение от неё.
Поэтому важно задать студентам следующие вопросы: почему мы считаем, что развитие предназначено только для людей и насколько это устойчиво? Считаем ли мы себя частью природы или зависимыми от нее? Можем ли мы существовать отдельно от природы? Признаем ли мы, что природа имеет свою собственную неотъемлемую ценность?
Сторонники экологической справедливости утверждают, что осознание мира не должно ограничиваться только логикой и разумом. Помимо объективных знаний, важны эмоции и духовность, и мы должны чувствовать боль, когда наносим ущерб природе.
В качестве примера успешной интеграции принципов экологической справедливости авторы отмечают курс, проведенный их коллегой Цзин Линь в Университете Мэриленда. Студенты этого курса участвовали в кампании «Спасите Гилфорд Вудс» и защитили близлежащий лес от вырубки. Они создали веб-сайт кампании, активно использовали социальные сети и развешивали таблички с «обращениями» к людям от имени деревьев.
В качестве примера успешной интеграции принципов экологической справедливости авторы отмечают курс, проведенный их коллегой Цзин Линь в Университете Мэриленда. Студенты этого курса участвовали в кампании «Спасите Гилфорд Вудс» и защитили близлежащий лес от вырубки. Они создали веб-сайт кампании, активно использовали социальные сети и развешивали таблички с «обращениями» к людям от имени деревьев.
Педагог курса активно использовала сторителлинг для развития созерцательности — студенты вели дневники о своем взаимодействии с природой. Так появились их эмоциональные рассказы: сожаление о том, что спиленные во дворе деревья уже не станут домом для зверей; наблюдение за танцем бабочки в саду; мысли о реке, которая воспринимается как друг и член семьи.
Авторы доказывают, что глубокие размышления о природе и нашей роли в ней усиливают нашу любовь к живому. Такой подход может обогатить учебный процесс, хотя и не подходит для всех дисциплин. Медитация и глубокие размышления о связи с природой могут быть полезны в любом курсе, целью которого является улучшение экологии.
Подробнее
Григорьева Анна Викторовна
Международная лаборатория оценки практик и инноваций в образовании: Стажер-исследователь