Борьба за ценности: как менялся образ школы в советском кино
Согласно их исследованию, советские киноленты, несмотря на идеологическую составляющую, довольно точно отражали реальные процессы в системе образования, а также демонстрировали смену подходов к воспитанию и обучению подрастающего поколения на протяжении десятилетий.
Так, в довоенных фильмах виден акцент на воспитании в детях железной дисциплины и коллективизма. Герои часто начинали путь как отпетые хулиганы, исправление которых брал на себя строгий, но справедливый учитель или актив одноклассников.
В послевоенные годы на первый план выходит тема исполнения своего гражданского и учебного «долга» — посещать занятия, добросовестно готовить уроки, беспрекословно слушаться учителей. Последние на экране представали мудрыми наставниками, способными своей добротой и знаниями пробудить лучшие качества.
Эпоха оттепели принесла с собой внимание к личности и интересам самого ребенка, его праву на дружеское общение и творческое самовыражение. На смену послушному ученику-винтику пришел живой школьник с собственными увлечениями и переживаниями.
В годы застоя на первый план вышло противостояние консервативной, авторитарной и новаторской, детоцентрической педагогики. Кино стало поднимать вопрос: кто есть «хороший» учитель в современном понимании этого слова.
Наконец, в 1990-е годы стало очевидно резкое расхождение новых веяний в образовании с советской моделью воспитания. Это демонстрирует знаменитая картина «Дорогая Елена Сергеевна», где школьники уже открыто оспаривают ценности своих наставников.
Таким образом, анализ фильмов предоставляет уникальную возможность проследить трансформацию роли и функций школы, учителя и ученика, что позволяет глубже изучить социальные аспекты воспитания и образования молодёжи с помощью неожиданного, но богатого фактическим материалом источника.
Подробнее
Иванов Иван Юрьевич
Центр общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского: Аналитик