• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Наука в ДПО может увеличить доход преподавателя в четыре раза, однако университеты пока не используют свой потенциал в полной мере

Университеты могли бы активнее использовать свои исследования для создания программ допобразования. Сегодня они еще действуют по старинке и ориентируются на типовые запросы потенциальных заказчиков. Это ведет к мультипликации типовых курсов и уводит университеты от задач, связанных третьей миссией — стать предпринимательскими вузами, передавать самые современные компетенции и помогать экономике регионов, пишут эксперты Института образования НИУ ВШЭ.

Наука в ДПО может увеличить доход преподавателя в четыре раза, однако университеты пока не используют свой потенциал в полной мере

© AI

Даже сильные исследовательские центры пока слабо используют свои научные наработки, чтобы зарабатывать на уникальных образовательных услугах. Исключением стали только вузы-участники «Приоритета-2030», особенно в треке «Исследовательское лидерство». У них мощная научная база, и они создают инновационные и конкурентные программы, основанные на собственных разработках.

Такие уникальные курсы востребованы и приносят больше денег университету — до 400 тысяч рублей на одного преподавателя. Цена программ ДПО и плата преподавателям здесь сильно связаны. Очевидно, это происходит потому, что в этих вузах работа преподавателей ценится выше, а программы более востребованы — за последние три года число слушателей там выросло в полтора раза, отмечает Илья Коршунов.

Больше всех на ДПО зарабатывают негосударственные гуманитарные вузы, которые готовят управленцев. У них обычно нет госзаказа на основные программы, поэтому коммерческие курсы для них — важный источник. А вот в технических и естественно-научных университетах ситуация обратная. Там львиную долю приносят исследования, а показатель дохода от допобразования низкий — до 100 тысяч рублей на одного преподавателя и научного сотрудника.

Выходит, если преподаватели активно вовлечены в науку, это может отчасти замедлять запуск новых программ ДПО. Во многих учебных заведениях такие курсы считаются дополнительной, а не основной нагрузкой. Но если учитывать эти часы, например, в общем объеме нагрузки, доход сотрудников заметно вырастет. Чтобы мотивировать преподавателей, одни вузы дают премии, другие повышают стоимость часа сверх плана.

Эксперты проанализировали данные по деятельности в сфере ДПО 1180 вузов и филиалов, 121 университета-участника «Приоритета-2030». Также они опросили руководителей подразделений ДПО в 450 российских вузах, из которых 72 — участники «Приоритета-2030».

Авторы статьи: Андрей Келлер, Илья КоршуновНаталия Ширкова, Георгий Суворов, Евгений Сжёнов, Сергей Шадрин, Александр Орехов.