Цифровой разрыв: массовый переход на дистант во время пандемии усилил образовательное неравенство
Главные проблемы были связаны с доступом к цифровым ресурсам. У многих семей не было необходимых устройств и интернет-соединения, а там, где детей несколько, приходилось делить один компьютер на всех. В результате в некоторых регионах даже на пике локдауна онлайн смогли учиться менее 0,1% школьников.
Экономически развитые регионы с преобладанием городского населения оказались в лучшем положении. Доступность ресурсов напрямую отразилась на числе учеников в онлайне, во время пандемии оно выросло в 3,5 раза. В то же время, в бедных и удаленных от центра районах на онлайн-обучение перешли считанные единицы.
Тяжелее всего пришлось ребятам из Сибири, Дальнего Востока, Дагестана и Тывы. Там много маленьких поселений с плохой инфраструктурой. Чтобы попасть на урок, нужно сначала справиться с неустойчивым интернетом, а потом разобраться со сложной онлайн-платформой. К тому же, компьютерная грамотность у сельских детей часто ниже, чем у городских.
И все же эксперты не теряют оптимизма: они верят, что онлайн-обучение может стать реальным оружием в борьбе с образовательным неравенством. Для этого школьникам из отстающих регионов понадобятся особые ресурсы и программы, созданные специально под их нужды и условия жизни. Только так можно будет преодолеть цифровой разрыв и сделать качественное образование по-настоящему доступным для всех.
Подробнее
Адамович Ксения Александровна
Международная лаборатория оценки практик и инноваций в образовании: Научный сотрудник
Гетман Александра Витальевна
Международная лаборатория оценки практик и инноваций в образовании: Стажер-исследователь