В саду хорошо, но дома не хуже: ученые проверили, как связаны дошкольный опыт и успехи в начальных классах
«Эти результаты противоречат распространенному мнению, что без сада невозможно хорошо учиться в школе. Чтобы понять причины, нужны дополнительные исследования, учитывающие все факторы, которые влияют на эффективность дошкольного образования», — объясняет Анастасия Нисская, участник исследовательской группы.Дети из обеспеченных семей, где мама или папа могут не работать и много заниматься с ребенком перед школой, часто учатся лучше других. А у ребят из небогатых семей в селах нередко возникают сложности с учебой независимо от их дошкольного опыта.
Вероятно, свою роль сыграли и перебои в работе дошкольных организаций во время пандемии. Дети из обеспеченных семей в этот период получили больше возможностей для развития дома, чем их менее благополучные ровесники.Однако, ученые подчеркивают, что полученные результаты не означают, что детский сад чем-то вреден. «Дошкольное образование по-прежнему очень важно для социализации и развития детей, особенно из малообеспеченных семей. Но его положительное влияние может снижаться из-за нерегулярного посещения, невысокого качества образования, стресса при переходе в школу, особенностей семейного воспитания или отношений в классе», — поясняет А. Нисская.
Для оценки знаний использовались специальные тесты «Старт-Прогресс», разработанные экспертами Центра психометрики и измерений в образовании ВШЭ для первого и четвертого классов. Информацию о дошкольном периоде ученые получали из анкет родителей.
Нисская Анастасия Константиновна
Центр исследований современного детства: Научный сотрудник