• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Пять практик для повышения успеваемости учеников

Каждый третий российский школьник не дотягивает до минимального уровня знаний хотя бы по одному из ключевых предметов — математике, чтению или естественным наукам. Эти данные исследования PISA (проводились до 2018 года) сопоставимы с показателями многих развитых стран, однако специалисты считают это значимой проблемой. Возможные меры по преодолению школьной неуспешности обсудили на семинаре с участием экспертов Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского НИУ ВШЭ.

Исследования показывают, что на успеваемость влияют как домашние, так и школьные факторы. Дети из семей с низким уровнем образования и дохода чаще оказываются в группе риска. Они часто лишены элементарных условий для учебы дома, таких как собственное место для занятий, учебные материалы и родительская поддержка, которая имеет значительное влияние на успехи ребенка.

Школьная атмосфера также играет ключевую роль. Ожидания учителей, обстановка в классе и уверенность ученика в своих силах напрямую влияют на его успехи. «Отношение учителя — это решающий фактор, который может полностью изменить образовательную траекторию ребенка, — говорит Сергей Косарецкий. — Учителю важно не только исправлять ошибки, но и понимать причины неудач, чтобы помочь ученику справиться».

Эксперты не поддерживают идею дополнительных консультаций во второй половине дня. «Необходимо пересматривать практики самого урока», — предупреждает Елена Овакимян. Важно пересмотреть подходы к оценке знаний, развивать групповую работу и укреплять уверенность учеников в своих силах. Для профессионального развития Елена Овакимян рекомендует обратить внимание на такие практики, как «исследование урока» и кураторские программы.

Экспресс-опрос среди педагогов и администраторов на семинаре показал, что около 70% респондентов считают: с проблемой можно справиться, если школы получат дополнительную поддержку, особенно в работе с учениками с разными образовательными потребностями: учеников из семей-мигрантов, с трудностями в поведении, нейроособенностями развития.

Смотреть семинар на Youtube | RuTube

Запишитесь на двухмесячный курс «Преодоление образовательной неуспешности на основе доказательного подхода», который стартует 8 ноября, и получите эффективные инструменты для помощи ученикам в преодолении трудностей в обучении.