Материалы заседаний семинара в 2018/2019 году
18 июня, Заключительный семинар «Итоги года в образовании» памяти одного из его основателей А.А. Пинского
Докладчики:
— Исак Давидович Фрумин — Научный руководитель Института образования;
— Алексей Львович Семенов — Главный эксперт Института образования;
— Евгений Андреевич Терентьев — Академический директор Аспирантской школы по образованию;
— Ирина Всеволодовна Абанкина — Директор Института развития образования;
— Игорь Михайлович Реморенко — ректор Московского городского педагогического университета;
— Сергей Александрович Светоченко — Руководитель пресс-службы портала Superjob;
— Павел Сергеевич Сорокин — Академический руководитель образовательной программы "Доказательная образовательная политика".
Презентации докладов
Доклад И.Д.Фрумина (PPTX, 2.47 Мб)
Доклад Е.А.Терентьева (PDF, 387 Кб)
Доклад А.Л.Семенова (PPTX, 70 Кб)
Доклад И.В.Абанкиной (PPTX, 312 Кб)
Доклад С.А.Светоченко (PPTX, 159 Кб)
Доклад П.С.Сорокина (PPTX, 384 Кб)
Докладчики:
— Алексей Игоревич Федосеев — президент Ассоциации участников технологических кружков, руководитель направления юниоров Союза «Молодые профессионалы» WorldSkills Junior Russia;
— Андрей Александрович Андрюшков — кандидат политических наук, научный руководитель Инфраструктурного центра Кружкового движения НТИ;
— Сергей Геннадьевич Косарецкий — кандидат психологических наук, директор Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ;
— Андрей Викторович Павлов — кандидат педагогических наук, заместитель директора Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ.
Дискуссанты:
— Аркадий Аронович Марголис — кандидат психологических наук, профессор, временно исполняющий обязанности ректора, первый проректор Московского государственного психолого-педагогической университета;
— Ольга Яковлевна Дымарская — кандидат социологических наук, руководитель Управления Агентство инноваций города Москвы.
Модератор
Алексей Львович Семенов —доктор физико-математических наук, профессор, академик РАН, главный эксперт Института образования НИУ ВШЭ.
Презентация доклада
Видео семинара
28 мая, Круглый стол «К чему готовит Ваша школа?»
Участники круглого стола:
— Кирилл Владимирович Медведев – кандидат физико-математических наук, директор «Новой школы»;
— Михаил Геннадьевич Мокринский – директор школы «Летово», член управляющего комитета программы «Учитель для России»;
— Марк Наумович Сартан – генеральный директор «Умная школа», руководитель Центра разработки образовательных систем «Умная школа»;
— Марина Ростиславовна Битянова – кандидат психологических наук, доцент, научный руководитель Центра разработки образовательных систем «Умная школа», директор АНО ДПО Центр психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ»;
— Елена Игоревна Булин-Соколова – доктор педагогических наук, профессор, директор ЧОУ «Хорошевская школа» (2017 – 2019), советник по образованию Председателя совета директоров Группы ЧТПЗ.
Модератор
Дмитрий Ефимович Фишбейн – кандидат педагогических наук, доцент, директор лицея НИУ ВШЭ
Видео семинара
14 мая, «Новая волна Выготского в когнитивной науке: разум как незавершенный проект»
– Фаликман Мария Вячеславовна - доктор психологических наук, профессор, руководитель департамента психологии факультета социальных наук, ведущий научный сотрудник научно-учебной лаборатории когнитивных исследований НИУ ВШЭ, старший научный сотрудник Центра когнитивных исследований филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, старший научный сотрудник лаборатории когнитивных исследований РАНХиГС
Дискуссанты:
– Поддьяков Александр Николаевич – доктор психологических наук, ординарный профессор, ведущий научный сотрудник Международной лаборатории экспериментальной и поведенческой экономики НИУ ВШЭ
– Кравцова Елена Евгеньевна – доктор психологических наук, профессор, научный руководитель институт СПО имени К.Д. Ушинского МГПУ
– Поливанова Катерина Николаевна – доктор психологических наук, профессор, научный руководитель Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ
Видео семинара
30 апреля, круглый стол «Онлайн-риски, киберагрессия и цифровая культура поведения»
Выступает:
Галина Солдатова, член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, директор Фонда Развития Интернет
Модератор
Артур Александрович Реан, доктор педагогических наук, профессор, заведующий лабораторией «Профилактика асоциального поведения»
Видео семинара
23 апреля, «Тенденции развития образования и трансформация ФГОС»
Участники круглого стола:
– Демидова Марина Юрьевна – доктор педагогических наук, руководитель Центра педагогических измерений ФИПИ;
– Казакова Елена Ивановна – доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой СПбГУ;
– Наумов Леонид Анатольевич – первый заместитель генерального директора издательства "Просвещение";
– Реморенко Игорь Михайлович – кандидат педагогических наук, ректор МГПУ;
– Семёнов Алексей Львович – доктор физико-математических наук, профессор, академик РАН, академик РАО;
– Пащенко Тарас Валерьевич – директор центра изучения школьных практик и образовательных программ 21 века Институт образования НИУ ВШЭ;
– Баранников Кирилл Анатольевич – кандидат педагогических наук, руководитель управления стратегического развития МГПУ;
– Логинова Ольга Борисовна – кандидат педагогических наук, руководитель Департамента развития издательства Просвещение.
Модератор:
– Чернобай Елена Владимировна – доктор педагогических наук, профессор Института образования НИУ ВШЭ.
16 апреля, «10 лет мониторингу качества приема в российские вузы: как изменилась реальность российского высшего образования?»
- Добрякова Мария Сергеевна, кандидат социологических наук, главный эксперт Центра изучения школьных практик и образовательных программ 21 века Института образования НИУ ВШЭ.
- Сергей Юрьевич Рощин – кандидат экономических наук, доцент, проректор НИУ ВШЭ;
- Марк Львович Агранович – кандидат экономических наук, директор Центра мониторинга и статистики образования ФИРО РАНХиГС.
2 апреля, «Кросс-культурные исследования межкультурных установок в образовательной среде»
- Лебедева Надежда Михайловна, доктор психол. наук, заведующая международной научно-учебной лабораторией социокультурных исследований Экспертного института НИУ ВШЭ.
Дискуссанты:
- Собкин Владимир Самуилович – доктор психологических наук, профессор кафедры психологии личности МГУ им. Ломоносова, академик РАО, директор Института социологии образования РАО, Заслуженный деятель науки РФ;
- Деминцева Екатерина Борисовна – кандидат исторических наук, заведующая Центром качественных исследований Института социальной политики НИУ ВШЭ, доцент Школы культурологии;
- Федерякин Денис Александрович – аспирант, стажер-исследователь Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ.
26 марта, «Цифровые технологии в школе и будущее школьных предметов»
- Семенов Алексей Львович, доктор физико-математических наук, профессор, академик РАН, академик РАО.
- Сергоманов Павел Аркадьевич, кандидат психологических наук, доцент, директор Центр развития лидерства в образовании Института образования НИУ ВШЭ;
- Ловягин Сергей Александрович, зав. кафедрой STEM «Хорошколы»;
- Каракозов Сергей Дмитриевич, доктор педагогических наук, профессор, первый проректор МПГУ.
Презентация доклада
Видео семинара
19 марта, «Школа жизни: биографическая компетентность и прогнозирование личного будущего»
- Нуркова Вероника Валерьевна, доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова.
- Безрогов Виталий Григорьевич, доктор педагогических наук, доцент, член Бюро Научного Совета по истории образования и педагогической науке РАО, член – корреспондент Российской академии образования;
- Нартова-Бочавер Софья Кимовна, доктор психологических наук, профессор факультета социальных наук НИУ ВШЭ;
- Павленко Екатерина Сергеевна, преподаватель, младший научный сотрудник Центра культурсоциологии и антропологии образования Института Образования НИУ ВШЭ;
Модератор: Обухов Алексей Сергеевич, кандидат психологических наук, доцент, ведущий эксперт Центра исследований современного детства Институт образования НИУ ВШЭ.
Презентация доклада
Видео семинара
12 марта, «Инновации в образовании: Что изменилось в классе за последнее десятилетие?»
- Королева Диана Олеговна, кандидат педагогических наук, преподаватель, директор Центра изучения инноваций в образовании Института Образования НИУ ВШЭ;
- Хавенсон Татьяна Евгеньевна, старший преподаватель кафедры методов сбора и анализа социологической информации, научный сотрудник Международной лаборатории анализа образовательной политики Института образования НИУ ВШЭ
Участники круглого стола:
- Ленская Елена Анатольевна, кандидат педагогических наук, декан факультета Менеджмент в сфере образования.
- Семенов Алексей Львович, доктор физико-математических наук, профессор, академик РАН;
- Положевец Петр Григорьевич, исполнительный директор благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее», Член Совета при Президенте РФ по русскому языку, Член Союза журналистов Москвы
- Шмис Тигран Гамлетович , кандидат педагогических наук, MEd, старший специалист в области образования, руководитель образовательных проектов, Всемирный банк.
Презентация доклада
Видео семинара
5 марта, «Мифы о поколении Z»
- Богачева Наталья Вадимовна, кандидат психологических наук, доцент МГМУ имени И.М. Сеченова.
Дискуссанты:
- Касамара Валерия Александровна, кандидат политических наук, проректор НИУ ВШЭ, доцент департамента политической науки, заведующая научно-учебной лабораторией политических исследований НИУ ВШЭ;
- Толстых Наталья Николаевна, профессор, доктор психологических наук, заведующая кафедрой «Социальная психология развития» МГППУ.
Модератор: Поливанова Катерина Николаевна, доктор психологических наук, профессор, научный руководитель Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ.
Видео семинара26 февраля, «Что определяет качество образования в детском саду: результаты Национального исследования качества образования»
- Шиян Игорь Богданович, к.пс.н., засеститель директора института системных проектов ГАОУ ВО МГПУ;
- Ле-ван Татьяна Николаевна, к.п.н., старший научный сотрудник лаборатории развития ребенка института системных проектов ГАОУ ВО МГПУ;
- Шиян Ольга Александровна, к.п.н., ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка института системных проектов ГАОУ ВО МГПУ;
- Зададаев Сергей Алесеевич, к.ф-м.н., старший научный сотрудник лаборатории развития ребенка института системных проектов ГАОУ ВО МГПУ.
Дискуссанты:
- Трифонова Екатерина Вячеславовна, к.психол.н., доцент кафедры психологической антропологии Института детства МПГУ;
- Шмис Тигран Гамлетович , кандидат педагогических наук, MEd, старший специалист в области образования, руководитель образовательных проектов, Всемирный банк.
Модератор: Карданова Елена Юрьевна, доцент, директор Центра мониторинга качества образования, научный руководитель образовательной программы Измерения в психологии и образовании Института образования НИУ ВШЭ.
Видео семинара19 февраля, «Госпитальная педагогика: обучение детей, находящихся на длительном и тяжелом лечении»
- Шариков Сергей Витальевич, PhD, создатель и руководитель федерального проекта «УчимЗнаем», почетный работник общего образования РФ.
Дискуссанты:
- Соловьева Татьяна Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, директор Института детства МПГУ;
- Поливанова Катерина Николаевна, профессор, научный руководитель Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ;
- Брагинец Екатерина Игоревна, аспирант, стажер-исследователь Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ.
Модератор: Чернобай Елена Владимировна, профессор, ведущий научный сотрудник Центра изучения школьных практик и образовательных программ 21 века Института образования НИУ ВШЭ.
Презентация доклада
Видео семинара
12 февраля, Круглый стол «Российская образовательная политика: обгоняя будущее, вспоминая прошлое»
12 февраля 2019 года очередной семинар «Актуальные исследования и разработки в области образования» в Институте образования Высшей школы экономики проводится в рамках юбилейных Х-ых Сабуровских чтений, в формате круглого стола.
Модератор: Абанкина Ирина Всеволодовна,ординарный профессор Института образования НИУ ВШЭ.
На Круглом столе с опорными докладами выступили:
- Александр Изотович Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика»;
- Игорь Михайлович Реморенко, ректор Московского городского педагогического университета.
5 февраля, «Ожидания студентов относительно оценок: рациональность и самоуверенность»
- Пересецкий Анатолий Абрамович, доктор экономических наук, профессор-исследователь Факультета экономических наук, преподаватель в Международном институте экономики и финансов НИУ ВШЭ.
Дискуссанты:
- Шнейдер Лидия Бернгардовна, доктор психологических наук; заведующая кафедрой специальной психологии Факультета психологии РГГУ;
- Фоминова Алла Николаевна, кандидат психологических наук, профессор кафедры психологической антропологии Институт детства МПГУ;
- Шестакова Анна Николаевна, PhD, директор Центра нейроэкономики и когнитивных исследований,руководитель академического совета образовательной программы: Когнитивные науки и технологии: от нейрона к познанию;
- Щеглова Ирина Александровна, аспирант, младший научный сотрудник Центра социологии высшего образования Института образования НИУ ВШЭ.
29 января, «Программы развития административных сотрудников как один из инструментов достижения стратегических целей университета»
- Юлия Гринкевич, директор по интернационализации НИУ ВШЭ.
Дискуссанты:
- Каракчиева Инна, ведущий советник Аналитического центра при Правительстве РФ
- Клячко Татьяна, директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС
- Полушкина Елена, заместитель директора Центра экономики непрерывного образования ИПЭИ РАНХиГС
- Загирова Фарида, аналитик ПУЛ «Развитие университетов», аспирант Института образования НИУ ВШЭ
22 января, «Две или три вещи, которые мы знаем о поведении родителей в социальных сетях и воспроизводстве гендерного неравенства»
- Сивак Елизавета Викторовна, директор Центра исследований современного детства Института Образования НИУ ВШЭ.
Дискуссанты:
- Савинская Ольга Борисовна, к.соц.н., доцент, академический директор аспирантской школы по социологическим наукам НИУ ВШЭ;
- Павленко Екатерина Сергеевна, младший научный сотрудник Центра культурсоциологии и антропологии образования Института образования НИУ ВШЭ.
25 декабря, «Обучение как открытие. Дети с разным психологическим возрастом учатся вместе – как это возможно?»
- Кристель Манске - доктор педагогики и психологии, руководитель Института развития функциональных систем мозга в Гамбурге (Германия), известный в мире специалист по развитию детей с особыми образовательными потребностями. Более 40 лет работает с детьми с синдромом Дауна, аутизмом, СДВГ. Автор методик обучения математике, чтению и другим предметам, в основе которых лежат идеи Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и А.Р. Лурии.
Дискуссанты:
- Ольга Ильинична Кукушкина, ведущий научный сотрудник Института коррекционной педагогики РАО
- Виктор Кириллович Зарецкий, профессор кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета консультативной и клинической психологии МГППУ.
18 декабря, «WorldSkills в будущем рынка труда»
- Саймон Бартли, президент WorldSkills.
Дискуссанты:
- Климов Александр Алексеевич, ректор Российского университета транспорта (МИИТ)
- Лукша Павел Олегович, профессор практики Московской школы управления СКОЛКОВО, член Экспертного совета Агентства стратегических инициатив.
11 декабря, «Профессиональное самочувствие учителей: от выгорания до энтузиазма»
- Марина Александровна Пинская, ведущий нацчный сотрудник Центра социально-экономического развития школы;
- Давид Львович Константиновский, заместитель Директора Института социологии Российской академии наук;
- Роман Станиславович Звягинцев, аналитик Центра социально-экономического развития школы.
4 декабря, «Взросление как становление автономной личности»
- Дмитрий Леонтьев, заведующий Международной лабораторией позитивной психологии личности и мотивации НИУ ВШЭ, профессор Департамента психологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ.
Дискуссанты:
- Катерина Поливанова, научный руководитель Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ.
- Потяева Екатерина Юрьевна, старший преподаватель кафедры психологии личности факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, практикующий психолог.
- Ковалева Татьяна Михайловна, заведующая лабораторией индивидуализации и непрерывного образования Института непрерывного образования Московского городского педагогического университета.
27 ноября, «Оценка компетенций учителя»
- Аркадий Марголис, и.о. ректора МГППУ;
- Виталий Рубцов, президент МГППУ;
- Андрей Милехин, проректор МГППУ.
Дискуссанты:
- Павел Сергоманов, директор Центра развития лидерства в образовании Института образования НИУ ВШЭ;
- Елена Карданова, директор Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ.
20 ноября, «Почему одни могут, а другие нет? По результатам полевого исследования резильентных и отстающих школ»
- Тигран Шмис, старший специалист в области образования, руководитель образовательных проектов Всемирного банка;
- Марина Пинская, ведущий научный сотрудник Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ;
- Роман Звягинцев, аналитик Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ.
Дискуссанты:
- Константин Ушаков, профессор Департамента образовательных программ Института образования НИУ ВШЭ, главный редактор журнала «Директор школы»;
- Татьяна Хавенсон, научный сотрудник Международной лаборатории анализа образовательной политики Института образования НИУ ВШЭ.
13 ноября, «Теория Выготского как «наука будущего»: сбывается ли прогноз?»
- Николай Вересов, профессор Университет Монаша, Австралия.
Дискуссанты:
- Виктор Зарецкий, профессор кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета психологического консультирования МГППУ;
- Николай Нечаев, доктор психологических наук, профессор кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства» МГППУ, действительный член Российской академии образования.
6 ноября, «Big Data: инструмент для принятия образовательных решений школьниками и их родителями или для прогнозирования в образовании? На примере г. Москвы»
- Мария Ларькова, руководитель проектов, Продукт Большие данные, ДИТ Москвы;
- Евгений Давыдов, архитектор интеграционных решений, Продукт Большие Данные, ДИТ Москвы.
Дискуссант:
- София Докука, научный сотрудник Лаборатории методов науки о данных в исследованиях образования Института образования НИУ ВШЭ.
30 октября, «Кому и зачем нужны международные университетские исследовательские центры?»
- Сергей Колесников, доцент кафедры управления технологическими проектами МФТИ.
Дискуссанты:
- Игорь Агамирзян, Вице-президент НИУ ВШЭ, заведующий кафедрой менеджмента инноваций факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ;
- Артемий Морозов, консультант в сфере образования и исследований, куратор создания Сколтеха и сотрудничества с MIT;
- Алексей Гусев, директор по развитию инновационной экосистемы АО «РВК».
16 октября, «Коучинг – технология выращивания уникальности. Мода или неизбежность?»
- Михаил Кларин, ведущий научный сотрудник Института стратегии развития образования Российской академии образования, профессор МГПУ, соучредитель и 1-й председатель правления Ассоциации русскоязычных коучей (АРК).
Дискуссанты:
- Лариса Паутова, директор проекта «Поколение-XXI» Фонда «Общественное мнение»;
- Александр Асмолов, директор по гуманитарной политике РАНХИГС.
9 октября, «Система образования Гонкога: на пути к глобализации»
- Professor LUI Tai Lok, Vice President (Research and Development); Director, Academy of Hong Kong Studies; Acting Centre Director, Centre for Governance and Citizenship; Director, Centre for Greater China Studies; Chair Professor of Hong Kong Studies.
Дискуссанты:
- Кирилл Зиньковский, заместитель директора Института развития образования НИУ ВШЭ;
- Евгений Терентьев, старший научный сотрудник Центра социологии высшего образования Института образования НИУ ВШЭ.
2 октября, «Эффекты от инвестиций в образование»
- Харри Энтони Патринос, руководитель глобальных образовательных практик Всемирного банка, США.
Дискуссанты:
- Татьяна Клячко, директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС, профессор НИУ ВШЭ;
- Андрей Марков, доцент экономического факультета МГУ, советник декана.
25 сентября, «Категория развития как основа психолого-педагогических исследований образования»
- Николай Нечаев, профессор кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства» МГППУ, действительный член РАО.
Дискуссанты:
- Катерина Поливанова, начный руководитель Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ;
- Борис Эльконин, заведующий лабораторией психологии младшего школьника Психологического института РАО, главный редактор журнала «Культурно-историческая психология», ректор Открытого института «Развивающее обучение».
18 сентября, «Чему учить детей сегодня для успеха в будущем?»
- Исак Фрумин, научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ;
- Игорь Реморенко, ректор МГПУ;
- Мария Добрякова, главный эксперт Центра изучения школьных практик и образовательных программ 21 века Института образования НИУ ВШЭ.
Дискуссанты:
- Виктор Болотов, научный руководитель Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ;
- Александр Асмолов, академик РАО.